Приказ Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 1 октября 2008 года N 1221 О решении коллегии Федеральной таможенной службы России от 29 августа 2008 года "О проекте Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации" Приказ ФТС РФ от 01.10.2008 г. N 1221 "О решении коллегии ФТС России от 29.08.2008 г. "О проекте Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе РФ"
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА

ПРИКАЗ
от 1 октября 2008 г. N 1221

О РЕШЕНИИ
КОЛЛЕГИИ ФТС РОССИИ ОТ 29 АВГУСТА 2008 ГОДА
"О ПРОЕКТЕ КОНЦЕПЦИИ ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ И ТАМОЖЕННОГО
КОНТРОЛЯ ТОВАРОВ В МЕСТАХ, ПРИБЛИЖЕННЫХ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ГРАНИЦЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Во исполнение решения, принятого на заседании коллегии ФТС России 29 августа 2008 года, приказываю:
1. Структурным подразделениям ФТС России, региональным таможенным управлениям, таможням, непосредственно подчиненным ФТС России, учреждениям, находящимся в ведении ФТС России, обеспечить исполнение прилагаемого решения заседания коллегии ФТС России.
2. Главному организационно-инспекторскому управлению (С.В. Лобанов) обеспечить контроль за выполнением решения заседания коллегии ФТС России.
Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.


Руководитель
действительный государственный
советник таможенной службы
Российской Федерации
А.Ю.БЕЛЬЯНИНОВ


Приложение
к Приказу ФТС России
от 1 октября 2008 г. N 1221

РЕШЕНИЕ
КОЛЛЕГИИ ФТС РОССИИ ОТ 29 АВГУСТА 2008 ГОДА
"О ПРОЕКТЕ КОНЦЕПЦИИ ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ И ТАМОЖЕННОГО
КОНТРОЛЯ ТОВАРОВ В МЕСТАХ, ПРИБЛИЖЕННЫХ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ГРАНИЦЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Заслушав доклады и обсудив проект концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации (далее - Концепция), коллегия ФТС России отмечает, что необходимость перевода таможенного оформления в приграничные субъекты Российской Федерации обусловливается ростом внешнеторгового оборота Российской Федерации, усугубляющейся неравномерностью инфраструктурного развития между центральными и приграничными субъектами страны, заострением проблемы чрезмерной транспортной нагрузки на крупные российские города.
Решить эти проблемы можно путем создания в пределах крупных транспортных узлов, но за пределами мегаполисов крупных таможенно-логистических терминалов, одновременно перераспределяя проведение таможенных операций между таможенными органами внутри страны, в приграничных субъектах Российской Федерации и в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.
Одним из способов разгрузки пунктов пропуска и одновременного повышения эффективности таможенного администрирования перемещаемых через них товаров является развитие института "сухих портов", по сути являющихся терминалами, расположенными в некотором удалении от пунктов пропуска, но позволяющими осуществлять хранение и перевалку значительного количества товаров с одновременным переносом ряда операций таможенного и иных видов контроля из зон таможенного контроля, расположенных в пункте пропуска, в "сухой порт".
При этом необходимо учитывать тесную взаимосвязь между развитием таможенной инфраструктуры и развитием транспортно-логистической инфраструктуры региона, а также норму Таможенного кодекса Российской Федерации о завершении таможенного оформления товаров только после осуществления всех предусмотренных российским законодательством видов государственного контроля.
Таким образом, внесение изменений в действующую систему таможенного оформления товаров должно сопровождаться внесением изменений в действующую систему государственного контроля перемещаемых товаров в целом, в том числе путем применения современных информационных технологий, и должно базироваться на необходимом изменении таможенной инфраструктуры в привязке к развитию транспортно-логистической инфраструктуры приграничных субъектов Российской Федерации.
Важную роль в инфраструктурном развитии приграничных субъектов Российской Федерации способно сыграть последовательное использование положений Международной Конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киото, 1973 г.), которая предусматривает необходимость при разработке таможенных процедур использовать предварительную информацию и обеспечивать передачу ее в электронной форме. Наряду с другими инструментами таможенного администрирования предварительное информирование и предварительное декларирование послужат основой для внедрения Рамочных стандартов безопасности и облегчения мировой торговли ВТО.
Таможенное оформление и таможенный контроль товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации, должны производиться с учетом видов транспорта, которым перемещаются товары. Таможенные органы, расположенные в непосредственной близости от аэропортов, открытых для международного сообщения, могут рассматриваться как находящиеся в приграничных субъектах. Железнодорожный транспорт структурно и технологически гораздо сложнее других видов транспорта, что предполагает значительно более сложный комплекс мероприятий при внесении изменений в транспортно-логистическую инфраструктуру, в связи с чем перевод таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом, в места, приближенные к государственной границе Российской Федерации, невозможен в краткосрочной перспективе.
В отношении видов транспорта, которыми перемещаются товары, в рамках Концепции в среднесрочной перспективе предусматривается осуществление таможенного оформления товаров, перемещаемых автомобильным, железнодорожным (частично) и морским транспортом (с развитием логистической технологии "сухих портов").
В долгосрочной перспективе предусматривается осуществление таможенного оформления товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом, преимущественно в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации.
Первоочередная реализация положений Концепции будет осуществлена в Московском, Северо-Западном и Дальневосточном регионах, а также в Уральском и Южном регионах.
При переводе таможенного оформления и таможенного контроля товаров в места, приближенные к государственной границе Российской Федерации, важно учитывать невозможность или нецелесообразность такого перевода в отношении отдельных категорий товаров и товаров, перемещаемых отдельными категориями лиц.
Актуален как для участников внешнеэкономической деятельности, так и для государственных контролирующих органов вопрос отсутствия в приграничных субъектах квалифицированных специалистов. Привлечение в приграничные субъекты квалифицированных кадров, в свою очередь, остро поднимет вопросы социального обеспечения.
Потенциальные затруднения в ходе реализации перевода таможенного оформления и таможенного контроля товаров в места, приближенные к государственной границе Российской Федерации, способны создать условия для коррупции должностных лиц таможенных органов, соответственно, антикоррупционной деятельности ФТС России будет необходимо уделить повышенное внимание, упрощение таможенных формальностей и сокращение времени таможенного оформления должны сопровождаться комплексом мер по повышению эффективности антикоррупционной и правоохранительной деятельности таможенной службы Российской Федерации.
Обязательным условием реализации Концепции является ее согласование с основными концепциями и стратегиями Российской Федерации, разработанными за последнее время (в частности, с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, Концепцией внешней политики Российской Федерации, Внешнеэкономической стратегией России до 2020 года, Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года).
Коллегия ФТС России решила:
1. Одобрить Концепцию таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации (приложение). Считать Концепцию составной частью Стратегии развития Федеральной таможенной службы до 2020 года.
2. Аналитическому управлению ФТС России (В.В. Ивин) в IV квартале 2008 года разработать проект Стратегии развития Федеральной таможенной службы до 2020 года и вынести его на рассмотрение коллегии ФТС России.
3. Статс-секретарю - заместителю руководителя ФТС России С.О. Шохину осуществлять контроль согласования проекта Концепции с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
4. Структурным подразделениям ФТС России и региональным таможенным управлениям с учетом решений коллегии ФТС России по данному вопросу до 10 сентября 2008 года направить в Аналитическое управление предложения в проект Межведомственного плана реализации Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации.
5. Аналитическому управлению ФТС России (В.В. Ивин) с учетом предложений, поступивших от структурных подразделений ФТС России и региональных таможенных управлений, разработать проект Межведомственного плана реализации Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации, и до 1 октября 2008 года направить его на согласование в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.
6. Главному управлению организации таможенного оформления и таможенного контроля (А.Б. Болдырев) и Главному управлению федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования (Б.В. Шкуркин) совместно с Управлением таможенной инспекции (О.В. Грачев), Управлением торговых ограничений, валютного и экспортного контроля (П.А. Баклаков) и иными заинтересованными структурными подразделениями ФТС России до 1 марта 2009 года разработать систему критериев определения необходимости таможенного оформления и таможенного контроля в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации, либо непосредственно в местах нахождения отправителей и получателей товаров.
7. Главному управлению федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования (Б.В. Шкуркин) совместно со структурными подразделениями ФТС России в целях исключения потерь федерального бюджета в ходе реализации Концепции до 1 марта 2009 года разработать соответствующий план мероприятий.
8. Главному управлению организации таможенного оформления и таможенного контроля (А.Б. Болдырев) и Главному управлению федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования (Б.В. Шкуркин) совместно со структурными подразделениями ФТС России и региональными таможенными управлениями обеспечить в срок до 1 декабря 2009 года эффективное функционирование системы управления рисками при таможенном оформлении товаров и транспортных средств, подпадающих под действие профилей риска, в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации.
9. Главному управлению информационных технологий (А.Е. Шашаев), Главному научно-информационному вычислительному центру (О.П. Пучков) совместно с Главным управлением организации таможенного оформления и таможенного контроля (А.Б. Болдырев) к 1 апреля 2009 года обеспечить реализацию предварительного декларирования в рамках системы электронного представления сведений.
10. Главному управлению по борьбе с контрабандой (А.В. Иванов), Главному управлению информационных технологий (А.Е. Шашаев) до 20 октября 2008 года подготовить проект плана создания Единой системы информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности таможенных органов и внести его на утверждение установленным порядком.
11. Главному управлению по борьбе с контрабандой (А.В. Иванов), Главному управлению информационных технологий (А.Е. Шашаев), Главному научно-информационному вычислительному центру (О.П. Пучков) до 1 октября 2009 года организовать реализацию межведомственного протокола обмена данными между Пограничной службой ФСБ России и ФТС России в части доступа таможенных органов к сведениям о пересечении физическими лицами государственной границы Российской Федерации.
12. Главному управлению по борьбе с контрабандой (А.В. Иванов), Управлению государственной службы и кадров (Г.Л. Кириллов) в I квартале 2009 года подготовить предложения по созданию оперативных подразделений по борьбе с контрабандой наркотиков на таможенных постах, расположенных в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, и в таможнях, в регионе деятельности которых имеются такие пункты пропуска.
13. Управлению собственной безопасности (А.И. Ботищев), Управлению таможенной инспекции (О.В. Грачев), Управлению государственной службы и кадров (Г.Л. Кириллов) в I квартале 2009 года подготовить предложения по совершенствованию структуры, функций и штатной численности подразделений собственной безопасности и таможенной инспекции.
14. Главному управлению по борьбе с контрабандой (А.В. Иванов) в месячный срок внести предложения по созданию рабочей группы с включением в ее состав представителей Главного управления таможенных расследований и дознания, Управления собственной безопасности, Управления таможенной инспекции, Регионального таможенного управления радиоэлектронной безопасности объектов таможенной инфраструктуры, Регионального таможенного управления организации силового обеспечения, Регионального оперативно-поискового управления, Центральной таможни (Кинологического центра ФТС России), Центрального таможенного управления и Центральной оперативной таможни для координации работы правоохранительных подразделений в условиях перевода таможенного оформления за пределы Московского региона.
15. Структурным подразделениям ФТС России, региональным таможенным управлениям, таможням, непосредственно подчиненным ФТС России, организациям, находящимся в ведении ФТС России, представлять предложения по финансированию мероприятий Концепции в сроки, устанавливаемые для формирования бюджетной заявки ФТС России на очередной финансовый год и на плановый период, в Главное финансово-экономическое управление - в части текущих расходов, в Главное управление тылового обеспечения - в части капитальных вложений.
16. Управлению правового обеспечения законодательной деятельности ФТС России (О.А. Щербакова) совместно со структурными подразделениями ФТС России до 15 октября 2008 года проработать вопрос о внесении изменений в законодательство Российской Федерации в целях реализации положений Концепции. Первоочередное внимание уделить правовому обеспечению решения задач обязательного предварительного электронного декларирования, возможности установления (при необходимости) маршрутов следования товаров и транспортных средств, осуществлению выпуска товаров до их прибытия на таможенную территорию, развитию института государственно-частного партнерства, усиления ответственности лиц за недекларирование или недостоверное декларирование, а также увеличения до трех лет срока проверки достоверности сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств.
17. Управлению таможенного сотрудничества ФТС России (С.А. Коноваленко) в месячный срок обеспечить доведение основных положений Концепции до органов управления интеграционных объединений (ЕврАзЭС, Союзное государство России и Белоруссии, Шанхайская организация сотрудничества, др.), а также таможенных администраций приграничных государств.
18. Управлению по связям с общественностью ФТС России (А.В. Смеляков):
1) до 1 декабря 2008 года обсудить на заседании Общественно-консультативного совета ФТС России положения Концепции;
2) организовать постоянное освещение хода реализации Концепции в средствах массовой информации.
19. Российской таможенной академии (В.С. Чечеватов), Управлению государственной службы и кадров (Г.Л. Кириллов) подготовить предложения о необходимости внесения изменений в программы дополнительного профессионального образования должностных лиц таможенных органов, учитывающие перевод таможенного оформления и таможенного контроля в места, приближенные к государственной границе Российской Федерации, и до 30 октября 2008 года представить их на утверждение руководству ФТС России.
20. Начальникам региональных таможенных управлений до 1 октября 2008 года представить в Аналитическое управление предложения по:
1) долгосрочным перспективам создания оптимальной сети приграничных таможенно-логистических терминалов в регионах деятельности региональных таможенных управлений;
2) выведению в течение 2009 года таможенного оформления за пределы городов и соответствующему перемещению таможенных постов.
21. Начальникам Центральной акцизной таможни В.Б. Козиницкому, Главного управления федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования Б.В. Шкуркину, Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля А.Б. Болдыреву до 31 декабря 2008 года рассмотреть вопрос таможенного оформления автотранспортных средств в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации.
22. Центральному таможенному управлению (С.Н. Прусов), Центральной акцизной таможне (В.Б. Козиницкий), Северо-Западному таможенному управлению (М.Ю. Прокофьев) считать основной задачей в 2008 - 2009 годах перевод таможенного оформления за пределы Москвы и Санкт-Петербурга соответственно.
23. Дальневосточному таможенному управлению (И.А. Власенко), Уральскому таможенному управлению (В.А. Сорокин), Южному таможенному управлению (Г.В. Хоботов) обеспечить реализацию Концепции таможенными органами, расположенными в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации, в 2008 - 2010 годах.
24. Центральному таможенному управлению (С.Н. Прусов) до 1 октября 2008 года представить в Организационно-структурную комиссию ФТС России предложения о реорганизации Московской северной, Московской восточной, Московской южной, Московской западной таможен и о создании Московской таможни.
25. Региональным таможенным управлениям до 1 декабря 2008 года представить в Главное организационно-инспекторское управление предложения по установлению типовой структуры таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации, для последующего внесения на рассмотрение Организационно-структурной комиссии ФТС России в установленном порядке.


Председатель коллегии ФТС России,
руководитель ФТС России
А.Ю.БЕЛЬЯНИНОВ


Приложение
к решению заседания
коллегии ФТС России
от 29 августа 2008 года

КОНЦЕПЦИЯ
ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ И ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ТОВАРОВ
В МЕСТАХ, ПРИБЛИЖЕННЫХ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

I. Основные понятия

В Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации (далее - Концепция), применены следующие определения и основные понятия.
Приграничные субъекты Российской Федерации - субъекты Российской Федерации, на территории которых действуют морские, речные (озерные), автомобильные, железнодорожные и смешанные пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации.
Таможенная инфраструктура - таможенно-логистические комплексы, стационарные технические средства таможенного контроля, таможенные лаборатории, склады временного хранения и таможенные склады, учрежденные таможенными органами, а также административные здания, информационные системы, информационно-телекоммуникационные сети, сети связи, вычислительные центры таможенных органов.
Транспортно-логистическая инфраструктура - технологический комплекс, предназначенный для организации движения товаров и оказания транспортно-логистических услуг (железнодорожные и внутренние водные пути, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, складские и контейнерные терминалы, транспортно-логистические комплексы, а также здания, сооружения, устройства и оборудование, обеспечивающие функционирование объектов транспортно-логистической инфраструктуры).


II. Общие положения

Концепция определяет цель, основные задачи и приоритетные мероприятия организации таможенного оформления и таможенного контроля в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации, на перспективу до 2020 года и является составной частью Стратегии развития Федеральной таможенной службы до 2020 года.
Концепция основана на положениях Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, Концепции внешней политики Российской Федерации, Внешнеэкономической стратегии России до 2020 года, Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года и других концептуальных документов стратегического характера, определяющих развитие Федеральной таможенной службы на долгосрочную перспективу.
Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также на основе международных правовых актов в области таможенного дела.
Концепция следует основным положениям Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Протокола от 26 июня 1999 года, предусматривающей использование предварительной информации, ее передачу в электронной форме в соответствии с Рамочными стандартами безопасности и облегчения мировой торговли (приняты Всемирной таможенной организацией в июне 2005 года).
Завершение до 2010 года мероприятий, предусмотренных Концепцией развития таможенных органов Российской Федерации <*>, создаст условия для перевода таможенного оформления в приграничные субъекты Российской Федерации.
--------------------------------
<*> Данная Концепция одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 2225-р.


III. Основные проблемы

Система таможенного оформления товаров в Российской Федерации ориентирована на осуществление большинства таможенных операций таможенными органами, расположенными, как правило, в крупных городах, являющихся транспортными узлами. Это соответствует общемировой тенденции.
Рост внешнеторгового оборота Российской Федерации с каждым годом усиливает неравномерность инфраструктурного развития между центральными и приграничными субъектами страны, заостряет проблему чрезмерной транспортной нагрузки на крупные российские города. Зачастую товарные потоки ввезенных и выпущенных в свободное обращение товаров направлены навстречу друг другу.
Проблема решается развитием транспортно-логистической инфраструктуры в крупных транспортных узлах, за пределами крупных городов с одновременным перераспределением таможенных операций между таможенными органами внутри страны и в приграничных субъектах Российской Федерации. При этом создание инфраструктуры длительного хранения товаров при осуществлении таможенного оформления в большинстве случаев не предполагается.
Развитие таможенной инфраструктуры тесно связано с развитием транспортно-логистической и банковской инфраструктуры. Важную роль для инфраструктурного развития приграничных субъектов Российской Федерации играет институт государственно-частного партнерства, требующий дальнейшего развития законодательной базы. Внесение изменений в действующую систему таможенного оформления повлечет изменения в системе государственного контроля перемещения товаров. Это должно сопровождаться применением современных информационных технологий.
В отношении видов транспорта, которыми перемещаются товары, в рамках Концепции в среднесрочной перспективе предусматривается осуществление таможенного оформления товаров, перемещаемых автомобильным, железнодорожным (частично) и морским транспортом (с развитием логистических технологий "сухого порта").
В долгосрочной перспективе предусматривается осуществление таможенного оформления товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом, преимущественно в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации. Железнодорожный транспорт структурно и технологически гораздо сложнее других видов транспорта, что предполагает значительно более сложный комплекс мероприятий при внесении изменений в сложившуюся транспортно-логистическую систему экономического комплекса страны.
Не требует перевода в приграничные субъекты Российской Федерации таможенное оформление товаров, перемещаемых воздушным транспортом, так как таможенные органы уже расположены в аэропортах.
При таможенном оформлении перемещаемых товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации, необходимо учитывать невозможность или нецелесообразность изменения установленного порядка в отношении отдельных категорий товаров и товаров, перемещаемых отдельными категориями лиц.
Особенностью таможенного оформления сырья, ввозимого российскими промышленными предприятиями, является необходимость обеспечения бесперебойного их функционирования с учетом непрерывного технологического цикла. Изменение существующего порядка таможенного оформления нецелесообразно.
Также нецелесообразно изменение установленного порядка таможенного оформления товаров, перемещаемых в рамках важных инвестиционных проектов, и товаров, перемещаемых в адрес участников внешнеэкономической деятельности, в отношении которых установлены специальные упрощенные процедуры таможенного оформления.
Нецелесообразно изменение существующего порядка таможенного контроля и таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования. Особенностью таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перемещаемых физическими лицами для личного пользования в несопровождаемом багаже, а также пересылаемых товаров является необходимость перемещения товаров в таможенный орган, максимально приближенный к месту жительства физического лица, и обязательное присутствие декларанта.
Таможенное оформление товаров, которые требуют особых условий хранения и (или) для таможенного оформления которых необходимы специальные знания (драгоценные металлы и драгоценные камни, энергоносители, лесоматериалы, лекарственные средства, скоропортящиеся продукты питания, живые животные, подакцизные товары, объекты экспортного контроля, продукция военно-технического сотрудничества, экспресс-грузы и др.), в приграничных субъектах Российской Федерации требует развития специализированной таможенно-логистической инфраструктуры, создания соответствующего экспертно-аналитического потенциала, способствующего качественному выполнению функций таможенных органов по обеспечению соблюдения запретов и ограничений, установленных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также укомплектования таможенных органов специалистами, обладающими необходимой квалификацией.
В отношении перемещаемых драгоценных металлов и драгоценных камней, а также делящихся и радиоактивных материалов изменение установленного порядка таможенного оформления нецелесообразно.
Возможное сокращение количества таможенных органов не должно ограничивать помещение товаров под экономические и специальные таможенные режимы.
Создаваемые в настоящее время на территории особых экономических зон специализированные таможенные посты позволяют производить таможенное оформление товаров непосредственно на территории особых экономических зон, изменение установленного порядка таможенного оформления товаров на территории особых экономических зон нецелесообразно.
Проблема отсутствия в приграничных субъектах Российской Федерации квалифицированных специалистов актуальна как для участников внешнеэкономической деятельности, так и для государственных контрольных органов. Привлечение в приграничные субъекты Российской Федерации квалифицированных кадров, а также их подготовка и переподготовка сопряжены с необходимостью решения комплекса вопросов социального обеспечения.
Осуществление таможенного оформления в приграничных субъектах Российской Федерации в условиях отсутствия эффективного таможенного контроля до и после выпуска товаров создает предпосылки к криминогенности внешнеэкономической деятельности. Возможен рост числа нарушений таможенного законодательства Российской Федерации, в том числе "фирмами-однодневками", в области определения таможенной стоимости, страны происхождения товаров, классификации товаров с использованием подложных документов, с применением скрытых расчетов за товары и др.
Упрощение таможенных формальностей и сокращение времени таможенного оформления должны сопровождаться комплексом мер по повышению эффективности антикоррупционной и правоохранительной деятельности таможенной службы Российской Федерации.
Без решения острейших в условиях необустроенности приграничных субъектов Российской Федерации социально-бытовых проблем, таких, как отсутствие жилья для должностных лиц и членов их семей, низкий уровень оплаты труда, отсутствие объектов транспортной инфраструктуры <*> и социально-культурной сферы, реализация Концепции будет крайне затруднительна.
--------------------------------
<*> Здесь и далее по тексту под объектами транспортной инфраструктуры понимаются объекты, установленные подпунктом 5 статьи 1 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности".


IV. Цель

Обеспечение экономической безопасности Российской Федерации за счет совершенствования таможенного администрирования в условиях необходимости инфраструктурного развития приграничных субъектов и снижения транспортной нагрузки на крупные города Российской Федерации, вызванной возрастающим внешнеторговым оборотом.


V. Основные задачи

Поставленная цель достигается решением следующего комплекса взаимосвязанных задач.
1. Совершенствование нормативной правовой основы организации таможенного оформления в приграничных субъектах Российской Федерации.
Решение данной задачи создаст правовую базу для развития необходимых транспортно-логистической и таможенной инфраструктур, осуществления таможенного оформления на современном уровне.
2. Развитие сотрудничества между ФТС России и таможенными администрациями иных государств в сфере применения Рамочных стандартов безопасности и облегчения мировой торговли.
Решение указанной задачи позволит обеспечить комплексное управление международной цепью поставок товаров для достижения большей определенности и предсказуемости, совершенствовать системы таможенного оформления и таможенного контроля.
3. Совершенствование государственного контроля.
Решение указанной задачи обеспечит оптимальное размещение контрольных органов в приграничных субъектах Российской Федерации в интересах совершенствования системы государственного контроля.
4. Развитие таможенно-логистической инфраструктуры в крупных транспортных узлах за пределами крупных городов приграничных субъектов Российской Федерации.
Решение указанной задачи повысит эффективность системы движения товаров, сделает более доступными транспортно-логистические услуги с учетом осуществления таможенного оформления в приграничных субъектах Российской Федерации.
5. Развитие и совершенствование таможенной инфраструктуры.
Решение указанной задачи позволит реконструировать существующие и создать новые объекты для обеспечения эффективного функционирования таможенных органов.
6. Совершенствование системы таможенного оформления и таможенного контроля.
Функции таможенных органов, расположенных в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, должны быть направлены на пропуск товаров и транспортных средств с минимальными временными затратами и исключать осуществление полного цикла таможенного оформления товаров.
Система управления рисками должна обеспечить таможенное оформление товаров, подпадающих под профили риска, в приграничных субъектах Российской Федерации.
Перенос основного акцента на контроль до ввоза товаров и после выпуска товаров.
Реализация задачи в целом позволит обеспечить повышение эффективности таможенного администрирования.
7. Совершенствование правоохранительной и антикоррупционной деятельности таможенной службы Российской Федерации.
Реализация указанной задачи позволит создать условия для повышения эффективности деятельности таможенных органов в приграничных субъектах Российской Федерации в борьбе с таможенными правонарушениями и коррупционными проявлениями.
8. Подготовка и переподготовка кадров (должностных лиц таможенных органов и специалистов в области таможенного дела).
Решение указанной задачи позволит создать кадровый потенциал для таможенных органов Российской Федерации, а также условия для обучения специалистов в области таможенного дела в приграничных субъектах Российской Федерации.
9. Развитие социальной сферы в интересах обеспечения эффективной работы таможенных органов в приграничных субъектах Российской Федерации.
Решение указанной задачи нацелено на развитие системы социального обеспечения должностных лиц таможенных органов.


VI. Приоритетные мероприятия

Для организации таможенного оформления в приграничных субъектах Российской Федерации необходимо провести комплекс приоритетных мероприятий.
1. Согласование мероприятий Концепции с принятыми и разрабатываемыми стратегиями (концепциями, программами, планами) федеральных органов исполнительной власти и бизнес-сообщества, в частности с:
- Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации;
- Концепцией внешней политики Российской Федерации;
- Концепцией реализации государственной политики в сфере обустройства государственной границы Российской Федерации;
- Внешнеэкономической стратегией России до 2020 года;
- Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года;
- Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года;
- Концепцией формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года;
- Концепцией использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года.
2. В нормативной правовой сфере:
- внесение изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации в части введения института обязательного предварительного информирования, совершенствования института предварительного (в ряде случаев обязательного) декларирования, временного хранения товаров и ряда других положений;
- внесение изменений в положения законодательных актов Российской Федерации, регламентирующие таможенный контроль после выпуска товаров, в том числе предусматривающие увеличение проверяемого периода времени, установление процедуры признания незаконно ввезенными товаров, в отношении которых отсутствуют сведения об их выпуске, расширение полномочий таможенных органов при организации контроля после выпуска товаров, усиление ответственности лиц за уклонение от проведения таможенного контроля после выпуска товаров;
- внесение изменений в законодательство Российской Федерации в части применения института государственно-частного партнерства;
- внесение изменений в законодательство Российской Федерации в части установления возможности осуществления выпуска товаров до их ввоза на таможенную территорию Российской Федерации;
- внесение изменений в законодательство Российской Федерации в части совершенствования системы допуска к внешнеэкономической деятельности;
- издание актов Правительства Российской Федерации, устанавливающих специализацию пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации в отношении отдельных видов товаров;
- издание нормативных правовых актов ФТС России, устанавливающих компетенцию таможенных органов по совершению определенных таможенных операций, а также специализацию таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении отдельных видов товаров;
- издание нормативных правовых актов ФТС России, совершенствующих порядок установления специальных упрощенных процедур таможенного оформления;
- издание правовых актов ФТС России о перераспределении штатной численности, ликвидации и создании новых таможенных органов и их подразделений (по необходимости).
3. Развитие таможенно-логистической инфраструктуры:
- постоянное взаимодействие с Минтрансом России, в том числе с подчиненными ему Федеральной службой по надзору в сфере транспорта, Федеральным агентством воздушного транспорта, Федеральным дорожным агентством, Федеральным агентством железнодорожного транспорта, Федеральным агентством морского и речного транспорта, а также с ОАО "РЖД" по вопросам, касающимся реконструкции существующих и создания новых объектов таможенно-логистической инфраструктуры;
- совершенствование института государственно-частного партнерства с учетом возрастающих задач ФТС России.
4. Развитие и совершенствование таможенной инфраструктуры должно включать плановую реконструкцию существующих и создание новых объектов таможенной инфраструктуры в приграничных субъектах Российской Федерации для обеспечения эффективной деятельности таможенных органов.


VII. Реализация Концепции

Реализация Концепции предполагает два периода.
I период (2008 - 2010 годы) - организация таможенного оформления в приграничных субъектах Российской Федерации. Планируется совершенствование нормативной правовой основы данного процесса, согласование Концепции с принятыми и разрабатываемыми стратегиями (концепциями, программами, планами) федеральных органов исполнительной власти и бизнес-сообщества, создание объективных предпосылок для развития необходимой таможенно-логистической инфраструктуры. Первоочередная реализация положений Концепции будет осуществлена в Московском, Северо-Западном и Дальневосточном регионах, а также в отношении товаров, перемещаемых воздушным и морским транспортом.
II период (2011 - 2020 годы) - осуществление таможенного оформления в приграничных субъектах Российской Федерации. Предполагается на базе развития и совершенствования таможенно-логистической инфраструктуры и транспортной инфраструктуры в условиях таможенного оформления в приграничных субъектах Российской Федерации оптимизировать системы таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых автомобильным транспортом (к 2014 году) и железнодорожным транспортом (к 2020 году).
Проводимые мероприятия по реализации Концепции не должны оказать негативного влияния на выполнение контрольных показателей деятельности Федеральной таможенной службы.
Реализация Концепции должна минимизировать риски дальнейшей интеграции Российской Федерации в мировую экономику с учетом обеспечения ее экономической безопасности, не повлечь ухудшения условий внешней торговли Российской Федерации, снижения конкурентоспособности ее экономики, нарушения общепринятых норм международного права и взятых Российской Федерацией на себя международных обязательств.
Финансовое обеспечение планируется осуществлять за счет средств федерального бюджета и средств из других источников в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В целях реализации основных положений Концепции разрабатываются межведомственный план мероприятий и ведомственные целевые программы ФТС России.

Обсуждение документа
Комментариев нет.

Ваш комментарий:

Перейти в тему на форуме

Пригнал машину - ЗАПЛАТИ !
Объем: см3





ИНКОТЕРМС 2000
Таможенный тариф РФ / ТН ВЭД
Примеры декларирования

Реклама