Judebo

Вопрос:

Натуралистическая школа в культурологии. Представители: З.Фрейд, К. Юнг, Ж. Лакан, Б. Малиновский, Э. Фромм.



Ответ:

Натуралистическая школа в культурологии

Представители: З.Фрейд, К. Юнг, Ж. Лакан, Б. Малиновский, Э. Фромм.

З. Фрейд создал новое направление в психологии и медицине и назвал его психоанализом. Однако значение фрейдовской концепции выходит далеко за пределы медицины: философское обобщение психоанализа – фрейдизм – стало учением в сфере философии и культурологии. Фрейд открыл в человеке бессознательное как самостоятельное, не зависящее от сознания безличное начало человеческой души. При этом бессознательное активно вмешивается в человеческую жизнь. Он называл это бессознательное начало «Оно» и полагал, что наше «Я» есть лишь игрушка в руках этой древней психической силы. Фрейд считал иллюзией, что нашей жизнью руководит наше «Я». Фрейдовское «Оно» имеет чисто природное происхождение, в нем сосредоточены все первичные влечения человека, которое сводятся к двум: сексуальным желаниям и влечению к смерти, т.е. к разрушению.

Наше «Я», стремящееся выжить в мире природы и общества, все время сталкивается с безрассудной силой «Оно». «Я» руководствуется принципом реальности, а «Оно» целиком исходит из принципа удовольствия. Отсюда неизбежная борьба между ними. Фрейд открывает «хитрость бессознательного», способного проводить в жизнь свои влечения, маскируя их под сознательные решения «Я». Но человек способен выжить лишь постольку, поскольку разум и культура могут подчинять бессознательное. Фрейд указывает на способ, которым культура проводит в жизнь свои цели, не совпадающие с примитивными влечениями «Оно». Этот способ Фрейд называет сублимацией. Если имеет место сублимация, то примитивные влечения обретают форму влечения к познанию, искусству, высокому идеалу. При этом культура, по Фрейду, выражает систему общественных норм и всегда стоит над отдельным человеком. Культура может руководить человеком лишь постольку, поскольку она сама стала частью его бессознательного, оформилась в качестве особой бессознательной установки. Эту установку Фрейд назвал «Сверх-Я». Человеческое «Я», по Фрейду, замкнуто между двумя противоположными полюсами – природной стихией и требованиями культуры. Если культура требует от человека больше, чем он может, то у индивида это вызывает бунт или невроз, либо он становится несчастным. Культура делает жизнь более безопасной, блокируя человеческие инстинкты, агрессивность, но платой оказывается психическое здоровье, которое разрывается между природной психической стихией и культурными нормами, между сексуальностью и социальностью, агрессивностью и моралью.

Учение Фрейда оказало огромное влияние на развитие науки и культуры 20-го века. Юнг обнаружил типичные образы, являвшиеся его пациентам в снах и видениях. Эти образы совпадали с символами, проходящими через всю историю мировой культуры. Большинство пациентов Юнга не могли знать в силу своего образования об этих достаточно сложных культурных символах. Эти символические образы не пришли извне и не изобретались сознательно, следовательно, Юнг сделал вывод, что они рождены общим для всех людей бессознательным, и назвал это коллективным бессознательным. По Юнгу, коллективное бессознательное имеет культурное происхождение, но передается по наследству биологическим путем. Он считал, что основа души все же может жить в мире с культурой, не разделяя мнения Фрейда об их противоречии. Нельзя укротить «демонов души», но их можно приручить, сделать их проявление относительно безопасным и даже поставить на службу культуре. Поэтому европейская культура должна измениться, чтобы восстановить утраченное единство человеческой души, что, однако, вовсе не означает погружение в бессознательное и полное подчинение его архаическим мотивам. Юнг раскрыл органическую связь культуры и человеческого бессознательного.

Культурология
Суперека С.В.
2007 год







Реклама
Judebo

Пригнал машину - ЗАПЛАТИ !
Объем: см3





ИНКОТЕРМС 2000
Таможенный тариф РФ / ТН ВЭД
Примеры декларирования

Реклама