Сертификаты происхождения товаров в границах Таможенного союза останутся еще на год 10.08.2010

Сертификаты происхождения товаров в границах Таможенного союза останутся еще на год

Как минимум еще год в торговле между странами  Таможенного союза будут действовать сертификаты происхождения товаров. Об этом рассказал эксперт ТПП РФ, глава Договорно-правового департамента ТПП РФ Дамир Аиткулов.

- Есть все основания полагать, что именно так и будет, хотя на 1 июля 2010 года намечено вступление в силу Таможенного кодекса Таможенного союза (ТС) Беларуси, Казахстана и России, что, естественно, должно отменить сертификаты происхождения  и таможенное оформление товаров в торговле между этими странами, - сказал Дамир Аиткулов. -  Но Беларусь до сих пор не ратифицировала Таможенный кодекс ТС; ратификация может затянуться на неопределенное время. Казахстан же предупредил, что будет применять таможенный контроль в торговле с Россией и Беларусью вплоть до 1 июля 2011 года (в этот день его граница с третьими странами станет внешней границей всего ТС). То есть пока останутся и сертификаты.

- Сколько их, сертификатов, вообще в России выдается?

- В России, как и в более чем 80 странах мира, функции по их выдаче возложены государством на  торгово-промышленные палаты. В минувшем году было выдано  без малого полмиллиона сертификатов происхождения товаров, из них более 340 000 - формы «СТ-1», говоря иначе, на страны СНГ. Примерно такие же показатели во Франции, Англии, других европейских странах. То есть мы работаем на хорошем  мировом уровне.

- Раньше или позже, а сертификаты происхождения товаров внутри Таможенного союза станут не нужны. Что тогда?

- Будет применяться единый сертификат происхождения - для товаров, вывозимых за пределы Таможенного союза. Его пока нет; ТПП РФ должна участвовать в работе специальной  группы по разработке такого сертификата и положения о нем, но пока не создана и сама группа в рамках соответствующей комиссии ТС.

- Разработать такой сертификат – это только половина проблемы…

- Даже меньше, чем половина. Отмена сертификатов происхождения между государствами – членами ТС, введение единого сертификата усложнит выполнение международных обязательств России по выдаче сертификатов в рамках СНГ и особенно в рамках Генеральной системы преференций (ГСП). Дело в том, что для России, Казахстана и Белоруссии действует разный режим ГСП. Так, страны ЕС не предоставляют преференции Белоруссии, а Япония не предоставляет их России. Иными словами, в случае, если в сертификате происхождения будет указываться, что товар происходит из Таможенного союза без расшифровки конкретной страны, то существует опасность, что Россия, например, лишится преференций в рамках ГСП. Будут сложности с выдачей сертификатов происхождения на некоторые изделия из стали, экспортируемые в страны ЕС, поскольку в силу соответствующего соглашения между Россией и Евросоюзом нам предоставлены квоты на ввоз ЕС изделий из стали, и сертификаты происхождения выдаются на основании лицензий. Есть и другие проблемы. Наши соображения по этим вопросам мы довели до сведения руководящих органов Таможенного союза.

И еще один момент. Единый сертификат, естественно, должен признаваться другими странами, а для этого они должны признать сам Таможенный союз. ТС – это новый конкурент, новое объединение, новый игрок, что не всем по душе. В 1975 году Европа заявила о создании своей единой таможенной территории; Советский Союз игнорировал этот факт до 1989 года, и наши европейские партнеры вынуждены были, наряду с общим, единым, применять и национальные сертификаты. ВТО далеко не сразу признало ЕС как таможенный союз. Иными словами, весьма возможно, что нас тоже ждет долгий и непростой процесс. Возможно, в какой-то форме национальные сертификаты и у нас достаточно долго еще будут использоваться при вывозе товаров за пределы ТС.

- Выдача сертификатов происхождения – платная услуга торгово-промышленных палат…

- Да, это одна из ряда услуг, оказываемых палатами; отмена в рамках Таможенного союза сертификатов происхождения снизит примерно на треть общее количество таких документов, выдаваемых ТПП, а в зависимости от региона деятельности снижение может кое-где дойти и до 90 процентов. О таком развитии событий палаты знают, занимаются вопросом диверсификации услуг. Нельзя также допускать недобросовестную конкуренцию, завышение тарифов на оформление сертификатов; нужна идентичная трактовка тех или иных положений и т.д.

- Можно подробнее?

- Начну с вопроса о месте оформления документов. Звучат разные мнения. Исходить же надо из того, что, как и в большинстве стран, выдача сертификатов, как правило, должна осуществляется по месту регистрации экспортера. В ЕС, например, палаты весьма не приветствуют выдачу сертификатов компаниям, если они находятся вне региона их компетенции. Но если ситуация объективно требует иного, то экспортер вправе получить документы и в другом месте. Иными словами, компания, в зависимости от ситуации, может обратиться в любую палату, но, если нет привходящих обстоятельств, то следует придерживаться принципа территориальности.

К этому вопросу примыкает вопрос, следует ли российской фирме-экспортеру обращаться за проведением экспертизы страны происхождения товара по месту нахождения  изготовителя экспортируемой продукции. Безусловно, экспортер, если он сам производит экспортный товар, в своем же регионе и получит сертификат. Но таких компаний в нашей экономике примерно треть. Остальные сами закупают товар у производителей или у распространителей - скажем, в Москве, тогда как сам производитель находится в Сибири. Например, очень часто бывает, что компания формирует в порту или в крупном транспортном узде партию груза различных наименований из разных регионов. Целесообразно там же оформлять и сертификат происхождения товаров.

Как разъяснили по нашей просьбе соответствующие министерства, включая ФАС, нецелесообразно также считать выдачу сертификатов происхождения конкурентной сферой деятельности. Следует исходить из того, что функция выдачи этих документов прямо делегирована палатам постановлением правительства страны. На этом же основана и позиция ТПП РФ в отношении тарифной политики. Тарифы едины для всех палат, разночтение не допускается; ни завышения, ни занижения цены сертификата быть не должно. Есть соответствующее постановление Правления ТПП РФ, которым утверждены единые тарифы за удостоверение сертификатов происхождения товаров и проведение экспертизы определения страны происхождения товаров. Ежегодные изменения вносятся только приказами ТПП РФ. Кстати, хочу напомнить, что здесь действует принцип «все включено». Никакие другие суммы за какие-либо услуги по оформление документов палаты с бизнеса взимать не должны. Всем экспортерам следует об этом знать.

- Несколько слов о роли агентских компаний в оформлении сертификатов…


- Деятельность агентских компаний, оказывающих содействие экспортерам в оформлении сертификатов происхождения, как и других сертификатов и документов, не противоречит законодательству. Они не оформляют сами документы – только готовят нужный пакет документов, а удостоверяют сертификаты исключительно торгово-промышленные палаты. Никакого увеличения тарифов за оформление сертификатов быть не должно. Сегодня при помощи агентских компаний сертификаты происхождения оформляются менее чем в 5 % палат.

Еще раз подчеркну: тарифы  на выдачу сертификатов должны быть одинаковыми, процедура оформления и выдачи документов - абсолютно  прозрачной. Сертификат – важный инструмент экономической жизни; бизнес для организации успешной работы должен быть уверен, что этот документ в срок и по идентичным правилам будет оформлен и выдан в любой точке страны.


Теги: сертификация, таможенный союз
Автор(ы):  Аиткулов Дамир Зайнуллович




Реклама

Пригнал машину - ЗАПЛАТИ !
Объем: см3





ИНКОТЕРМС 2000
Таможенный тариф РФ / ТН ВЭД
Примеры декларирования

Реклама