Логистический   аутсорсинг   России   в  раздумье,  что  делать? 02.02.2010

Логистический аутсорсинг России в раздумье, что делать?

Во время мирового финансового кризиса в России, было модно обвинять логистических операторов в том, что те мол набрали лишних складских площадей в прок. А потом сбросили излишки этих не освоенных складских площадей обратно арендодателям. Тем самым довели складских арендодателей, девелоперов до финансовых проблем,  некоторых даже до сумы! На самом деле это не совсем корректно, что избыток пустующих складских площадей на Российском рынке создали именно логистические операторы. И до кризиса, и в период его разгара на рынке складской аренды и субаренды было представлено несколько определенных групп, потребляющих арендные услуги. Назовем их поименно: российские и зарубежные производители широкого спектра товаров, дистрибьюторы товаров широкого потребления,  логистические операторы,  разовые держатели стоков различной продукции, транспортные компании, лицензированные хранители и потребители товаров, и др. Как видите игроков гораздо больше, чем обсуждалось ранее. Кризис приравнял всех, но одни компании нашли в этот период интересные ходы и даже набрали дополнительные возможности, а другие сдулись, сократились до критических размеров в своём классе бизнеса. Приведу пример: в ПЛК "Северное Домодедово" в самый разгар кризиса 2009 г. уменьшили свои арендуемые площади такие операторы, как НЛК, ТЛК на 50%, а компания "ЮниТранс Логистик" вообще отказалась от помещений. С другой стороны в такой же ситуации оказались и ряд производственных компаний в том же Домодедово. Только грамотная и гибкая позиция владельца и девелопера "Евразия Логистик" к финансовой политике по действующим и вновь размещенным арендаторам в ПЛК "Северное Домодедово"  не допустила значительного объема пустующих складских площадей этого крупнейшего логистического парка России.

Причины отказа от арендуемых складских и офисных помещений у каждой компании сугубо индивидуальны, хотя есть и общий тренд. У одних компаний еще до кризиса было арендовано складских помещений с избытком, вот они и тянули весь этот объем площадей за собой, так ничего не придумав по их доходному использованию. А когда стало совсем очевидно, что не потянут,  сбросили излишки площадей своим арендодателям. У производственных и дистрибьюторских компаний тоже из-за кризиса упали объемы, как производства, так и хранения стоков готовой продукции. Значительно снизились импортные поставки товаров из ассортимента дистрибьюторов. Существенно упали поставки и лицензированных в хранении товарных групп. Поэтому, все эти компании так же сократили арендуемые помещения до лучших времен.  Даже специфическое хранение в лицензированных складах с уклоном на фармацевтику, алкоголь, бытовую химию не помогло операторам удержать излишки пустующих помещений.

Основными факторами возврата складских и офисных помещений явились следующие причины. Невозможность рассчитать продолжительность мирового финансового кризиса и российского в том числе. Невозможность спрогнозировать временной отрезок возврата потребительского спроса населения и активность бизнеса, а как следствие, рассчитать собственные риски по удержанию излишних складских и офисных площадей. Как отдельный финансовый  фактор - не готовность в период кризиса к финансированию, кредитованию бизнеса нашей государственной и коммерческой банковской системы. Свое дело сделало значительное  давление потенциальных арендаторов и владельцев грузов на понижение арендных ставок и снижение цен на логистические услуги. В середине 2009 года сложилась ситуация, когда дешевле было отказаться от избыточных площадей, чем совершать в убыток себе логистические операции для настойчиво экономных клиентов. Поэтому совокупность всех перечисленных факторов и явилась основной причиной сокращения потребления складских площадей, причем по всем вышеперечисленным потребителям и пользователям складской аренды.

Кроме небольшого числа разорившихся в кризис логистических операторов, ни один логистический провайдер не покинул очень перспективный российский рынок, прогнозные объемы которого, до кризиса, оценивались нашими российскими экспертами в 120-140 млрд. долл. США. Каждый из логистических операторов принимал для себя индивидуальное решение, что же делать с излишком складской площади и как жить дальше. Всё зависит от лояльности и финансовой возможности владельцев складов и девелоперов промышленной недвижимости к своим арендаторам, включая логистических операторов. Ценны для них эти компании, есть ли в этих компаниях потенциал к росту на исходе кризиса, в расчет берется и многое другое.

Возможность возврата в 2010 году к крупным сделкам со складской недвижимостью в части долгосрочной аренды можно прогнозировать на осень. К этому времени, скорее всего, восстановится спрос населения на товары и услуги, который и потянет за собой необходимость в дополнительных складских помещениях. Пока же на выходе из кризиса у любого логистического оператора в наличии лишь та складская площадь, которую он гарантировано, заполняет своими операциями по хранению, переработке и упаковке товаров клиентов.

Скорее всего, в 2010 году будет востребована высокопрофессиональная, технологичная и универсальная логистика, оказываемая 3PL операторами. Первыми, кто вернется к логистическому аутсорсингу, это крупные международные производители и поставщики широкой гаммы товаров. Так было после кризиса 1998 года, так будет и сейчас.

Нам, как логистическому оператору, очень повезло с владельцем и девелопером ПЛК "Северное Домодедово", компанией "Евразия Логистик".  Если бы не их гибкость и профессионализм, наша компания в разгар кризиса могла бы легко лишиться 40% площадей из арендуемы 85.000 м.кв. в «Северном Домодедово». Но мы в серии переговоров с руководством "Евразии Логистик" нашли компромисс и постепенно восстанавливаем объемы заполнения пустующих помещений. При этом, ещё до кризиса мы сразу предполагали, что половина помещений у нас будет заполнено собственной операционной логистикой. А другая половина будет использована для сдачи в субаренду лотами по 2880 м.кв. и более. Так что в самый разгар кризиса у нас уже была готовая модель выживания. Всё, что пустовало от не догрузки нашего логистического оператора "SLG-operating", мы старались сдать  в субаренду на любой срок, включая короткий 3-х месячный! Затем, в определенный период, когда начали активно съезжать небольшие субарендаторы и безбожно кроить свои площади крупные субарендаторы, мы завели временные стоки необоротистой продукции от таких крупных компаний, как Пепси Кола, Лотте, Iron Mountain и др. Мы так же, по согласованию с "Евразия Логистик", отработали гибкую схему скидок по аренде и удобную для клиентов схему оплаты.  Всё это позволило удерживать избыточные площади, при не больших затратах на персонал и модернизацию помещений, и вовремя рассчитываться с владельцем складов за аренду.


Теги: логистика, складская логистика, финансовый кризис
Автор(ы):  Елин Владимир Александрович




Реклама

Пригнал машину - ЗАПЛАТИ !
Объем: см3





ИНКОТЕРМС 2000
Таможенный тариф РФ / ТН ВЭД
Примеры декларирования

Реклама