Техническое регулирование и технический регламент таможенного союза 29.11.2010

Техническое регулирование и технический регламент таможенного союза

Саламатов Владимир Юрьевич 23 ноября 2010 года  выступил на пресс-конференции, где подвел итоги 4-го заседания координационного комитета по техническому регулированию, применению санитарных, ветеринарных, фитосанитарных мер при Комиссии Таможенного союза.

Видео запись пресс-конференции просмотреть здесь: www.tamognia.ru/people/articles/detail.php?ID=1539886

Мы начинаем пресс-конференцию, и я с удовольствием представляю заместителя министра промышленности и торговли Российской Федерации Владимира Юрьевича Саламатова. О том каковы итоги 4-го заседания координационного комитета по техническому регулированию, применению санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер при Комиссии Таможенного союза мы и попросим рассказать Владимира Юрьевича.

Пожалуйста, Владимир Юрьевич.

Саламатов Владимир Юрьевич: «Мне кажется, на прошлой неделе произошли очень важные события в практическом плане, 18 ноября 2010 года правительство трёх стран, я бы сказал даже три государства перешли к фактическому формированию единого экономического пространства. 18 числа от имени глав государств, от имени президентов, три члена Комиссии Таможенного союза Шукеев, Шувалов и Кобяков подписали соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в республике Беларусь, республике Казахстан и Российской Федерации. Следующим днем было подписано ещё три соглашения, но я, позволю себе, остановлюсь именно на том соглашении, о котором я сказал в начале.

Итак, три страны фактически приступили к созданию единой системы технического регулирования. Более того если сегодня право устанавливать обязательные требования к продукции через технические регламенты есть у Министерства промышленности и торговли, у Правительства Российской Федерации, у Государственной думы, то дефакто все эти правительственный инстанции передают свои полномочия по принятию технических регламентов Комиссии Таможенного союза. Одновременно с этим эта Комиссия осуществляет и координацию усилий трёх стран во всей сфере технического регулирования.

Я ещё раз хочу добавить к данной информации, что одной из последних статей этого соглашения является возможность применения этого соглашения с момента подписания.

Нормы, которые установлены в технических регламентах Таможенного союза приводят к тому, что в момент вступления в силу таких технических регламентов национальные нормы прекращают своё действие. И как указали нам 19 ноября прошлого года своим решением президенты трёх стран, мы должны сформировать единую систему технического регулирования, то есть когда будут функционировать только наднациональные нормы к 1 января 2012 года.

Немножко ещё оговорюсь об особенностях этих технических регламентов.

Эти технические регламенты имеют прямое действие на территории трёх стран, но вы прекрасно понимаете, что есть некие географические, климатические и прочие особенности у каждой из стран. Казалось бы, нужно было бы дать возможность принимать на национальном уровне какие-то дополнительные требования, устанавливать их к продукции для того, чтобы эти особенности учитывать. Договорённость состоит в том, что все эти требования и национальные особенности тоже должны быть оговорены в общих или единых технических регламентах Таможенного союза. Более того, эти технические регламенты охватывают некий объем продукции и, естественно, что с 1 января 2012 года мы понимаем так, что национальные нормы, устанавливающие требования к продукции вообще будут все отменены в связи с вступлением в силу всех норм в области технического регулирования в Таможенном союзе.

Задача предельно сложная в организационном, техническом плане. В тоже время она сформулирована президентами и правительство Российской Федерации, очевидно в двадцатых числах, когда будет проходить очередное заседание Комиссии Таможенного союза, даст свои комплексные предложения как эту сложную задачу полностью реализовать.

Теперь, что касается о том, как же будут разрабатываться и приниматься эти технические регламенты.

Сразу вслед за подписанием соглашения Комиссия рассмотрела и порядок действий по принятию технических регламентов. Если вы посмотрите наши все предыдущие планы в рамках ЕврАзЭС и в рамках Таможенного союза, то вы увидите, что разные страны являются ответственными за разработку технических регламентов, но ведь нормы то будут устанавливаться и касаться каждого гражданина трёх стран, по этой причине будут соблюдаться все процедуры, изложенные в нашем законе «О техническом регулировании».

Перед началось публичного обсуждения и перед началом внутригосударственных процедур для наделения правительствами трёх стран членов Комиссии Таможенного союза для подписания технических регламентов или решения о принятии технического регламента, будут проходить международные переговоры, которые будут осуществлять или возглавлять руководители тех трёх министерств, которые будут определены национальными правительствами как ответственные за тот или иной вид регламента. То есть если брать применительно к регламенту о безопасности колесных транспортных средств, в каждой стране есть определенное министерство, которое осуществляет государственную политику в этой области и именно они на своем высоком уровне будут принимать решение о возможности начала публичного обсуждения и начала подготовки к подписанию указанного технического регламента.

Казалось бы, из моих слов следует, что министры получают неограниченные права в принятии своих решений, но я сразу оговорюсь, что и публичное обсуждение и прочие процедуры, которые сегодня прописаны в решениях Комиссии Таможенного союза, они предусматривают широкое взаимодействие с бизнесом. Единственное что, конечно, мы все стремимся решить ситуацию таким образом, чтобы процедуры согласования не растягивались до бесконечности и эти решения принимались оперативно.

В этом соглашении, которые вы можете посмотреть на сайте Комиссии Таможенного союза, излагается целый комплекс вопросов, они касаются и вопросов стандартизации, и вопросов государственного контроля и надзора, и о согласованных действиях.

Для того чтобы вам было легче воспринимать это соглашение я хотел бы ещё раз сказать, как делятся полномочия между национальными правительствами и национальными организациями.

Итак, Комиссия Таможенного союза осуществляет координацию в области технического регулирования и одновременно она принимает технические регламенты Таможенного союза.

Одновременно с этим, вопросы стандартизации, обеспечение единства измерений, аккредитация, процедура подтверждения соответствия (сертификация, испытания), государственный контрольный надзор, установление ответственности за нарушения в сфере технического регулирования - все эти функции остаются на национальном уровне.

Но сразу хочу сказать, что, так как мы строим единое экономическое пространство, а по факту строим единое государство, то и в этих вопросах сейчас Комиссия Таможенного союза вместе с национальными правительствами осуществляет весьма серьезную работу по координации или по гармонизации, а в отдельных случаях и по унификации видов правонарушений, например, и устанавливаемых размеров ответственности за это, о единых принципах и правилах при аккредитации органов по сертификации, испытательных лабораторий и так далее. При этом мы хотим опираться на существующий уже Межгосударственный совет по стандартизации и сертификации, который создан в рамках СНГ и который принимает межгосударственные стандарты, которые мы рассматриваем как те стандарты, которые будут обеспечивать технические регламенты Таможенного союза. Даже сама мысль, которую я сейчас высказал о том, что техническим регламентом Таможенного союза мы в первую очередь хотим, чтобы сопутствовали стандарты стран СНГ, это говорит о том, что мы с удовольствием бы приветствовали присоединение других стран СНГ к нашим техническим регламентам Таможенного союза, которые начнут приниматься достаточно в короткий промежуток времени.

Один вопрос ещё, который хотелось бы мне обязательно сейчас отметить во вступительном слове, это все-таки как будет происходить переход от национальных требований касательно продукции к наднациональным.

Мы предусмотрели переходный период, который распространяется на 2012 год, когда одновременно, в отдельных областях, по выбору самого производителя будут выбираться национальные требования или наднациональные требования. Но как только, естественно, вступят технические регламенты Таможенного союза все требования и процедуры будут прописаны в этих документах и тогда уже национальное регулирование в этой части полностью прекращается.

Для целей подтверждения соответствия уже проведена работа. Во всех трёх странах определены органы по сертификации, испытательные лаборатории, которым государство, правительство доверяет - их компетентности, их беспристрастности в вопросах оценки подтверждения соответствия. На сайте Таможенного союза и на сайте Министерства промышленности и торговли можно найти информацию об этих испытательных лабораториях и органах по сертификации.

Единые технические регламенты будут содержать требования, которые сегодня содержатся в стандартах, в единых санитарно-эпидемиологических, санитарно-ветеринарных, фитосанитарных требованиях, утвержденных уже Комиссией Таможенного союза и которые абсолютно одинаковы на территории трёх стран, а также требования иных нормативных документов, которые сегодня существуют.

Естественно, что за базовые или за основу при разработке технических регламентов будут браться лучшие международные нормы, а также национальные технические регламенты. Одновременно с этим, хочу сказать, что в рамках ЕврАзЭС проделана очень большая работа по формированию технических регламентов этого сообщества, частью которого является Таможенный союз. Сразу оговорюсь, что в работе в основном принимали участие, за малым исключением, как раз представители республики Беларусь, республики Казахстан, Российской Федерации, поэтому именно эти регламенты, часть которых уже прошла публичное обсуждение, и будут взяты за основу, а иногда практически на 99% технические регламенты Таможенного союза будут соответствовать текстам техническим регламентов, разработанных в рамках процедур ЕврАзЭС.

Три страны Россия, Белоруссия и Казахстан, сейчас кто-то уже принял решение, кто-то рассматривает о приостановлении принятых национальных технических регламентов до вступления в силу технических регламентов Таможенного союза. С чем это связано? Во многих наших технических регламентах требуется маркировка продукции знаков обращения на рынке Российской Федерации. В тоже время, мы видим, что такие технические регламенты могут в течении ближайшие 3, 4, 5 месяцев быть приняты в Таможенном союзе, где мы хотим, чтобы был уже свой единый знак обращений продукции на рынке Таможенного союза, который дальше может использоваться и при расширении зоны действия технических регламентов, которые мы сейчас будем принимать.

Я думаю, что правительство тоже до конца ноября или в начале декабря такое решение примет. При этом мы ведем постоянные консультации с бизнесом, для того чтобы барьеры, которые создаёт любая обязательная норма, были разумными, переходные периоды были также хорошо проработаны, прописаны, чтобы не создавать излишних барьеров для бизнеса.

Задачи, которые мы одновременно подводя итог к вступительному слову, ставим – мы хотим, чтобы к концу 2012 года вся область технического регулирования в рамках Таможенного союза имела свои технические регламенты, либо какие-то другие общие нормы, чтобы мы использовали в основном региональные стандарты для целей подтверждения соответствия, чтобы обязательно был общедоступный единый реестр органов по сертификации, испытательных лабораторий, выданных сертификатов соответствия, зарегистрированных деклараций соответствия. Мы хотим создать единую информационную систему раннего предупреждения о появлении опасной продукции на рынке таможенного союза аналог европейской системы RAPIX.

Планируем, что в ближайшее время мы определимся по поводу знака обращения продукции на рынке, соответствующей требованиям технических регламентов таможенного союза, которым, очевидно, будем присваивать единый знак обращения продукции (аналог европейского CE или российского СТ).

Разрешите на этом вступительное слово закончить.»

Спасибо, Владимир Юрьевич.

Вы сказали по подготовке техрегламентов и достаточно долго по этому поводу и подробно говорили. У нас Федеральный закон № 184 «О техническом регулировании» был принят в 2002 году и потом пошла целая эпопея создания техрегламентов, которые на выходе мало что принесли, потому что большинство техрегламентов, которые нужны до сих пор так и не созданы. Почему Вы уверены, что в рамках сотрудничества Таможенного союза в этом отношении будет лучше, и сколько уже техрегламентов в рамках ЕврАзЭС было подготовлено, сколько осталось еще подготовить и если мы говорим о том, чтобы ускорить эту работу, нельзя ли взять европейские технические регламенты (еврокоды для строительства и прочее) за образец?

Саламатов Владимир Юрьевич: «Начну с последнего ответа. Знаете, самый простой вариант это взять европейские директивы и установить эти обязательные требования в Российской Федерации. Тем более, что для создания около двадцати европейских директив нового подхода европейский союз потратил всего на всего 20 лет. Мы попробовали, тем более Федеральный закон №385 - это дополнение к закону «О техническом урегулировании», который был принят 30 декабря прошлого года, предусматривает такую возможность.

Мы взяли несколько европейских директив и попытались их имплементировать в российское законодательство. Оказалось, что это весьма не простая задача, потому что любой законодательный акт, в том числе и европейского союза, существует не изолированно, а существует в некой системе законодательных актов, нормативных актов, и таким образом если все взаимосвязи от туда убрать, то в сущности технический регламентов или европейских директив становится не существенным, поэтому единственный путь, который есть, мне кажется, что европейский союз европейская комиссия согласилась с нами в этом вопросе, это путь к гармонизации.

Наши технические регламенты, которые приняты сегодня, их целый ряд, максимально гармонизированы с европейскими подходами, с европейскими международными стандартами, поэтому единственный путь, который есть, это все-таки путь через гармонизацию.

Теперь второй вопрос. Действительно реформа идет с 2002года, реально началась в 2003году, и хочу сказать, что на самом деле прошло не 20 лет как в европейском союзе, а несколько меньше, хотя тоже значительный период, но по численности принятых сегодня технических регламентов, а их принято 24, мы европейский союз настигли. Правда там есть еще и директивы старого подхода, но аналог наших в принципе обязательных стандартов, что у нас тоже есть.

При этом я с вами согласен - назвать нашу систему обеспечения безопасности продукции успешно хорошо работающей, наверное, к сожалению, сегодня нельзя. Потому что Техническое регулирование - это такая сфера, где эффект можно достичь только когда работают все его компоненты и элементы. Какие? Первое - установленная, разумная правильная, минимально необходимая норма, которая не препятствует новациям в промышленности, в производстве и так далее, появлении новой продукции на рынке, второе – стандарты, которые должны использоваться для цели подтверждения соответствия и достижения его высокого качества, конкурентоспособности. Они также должны быть гармонизированы или так сказать передовыми.

Одновременно с этим должна работать система безукоризненного испытания подтверждения выполнения тех или иных требований. Система сертификация, установление высокой ответственности к производителям, которые декларируют, чтобы декларация была не пустым звуком, а была действительно, как бы осознана. В европейском союзе никто не требует регистрировать декларацию, потому что я, производитель завода, написал, что мой продукт безопасен, и я выпустил продукцию на рынок, но я знаю, что через три года или через десять лет ко мне могут придти, посмотреть всю доказательную базу и если, не дай бог, я что не доделал, это будет для меня равнозначно закрытию бизнеса. Поэтому, элемент технического регулирования и общее законодательство должно работать соответственно, Кодекс правонарушений и Уголовный Кодек должны обеспечивать функционирование этой системы. Мы все над этим работаем, и я считаю, что сделано уже, не мало. Например, в Государственной Думе на прошлой неделе было доложено три законопроекта правительства Российской Федерации, которые предусматривают дальнейшее совершенствование Федерального закона № 184 «О техническом регулировании», а так же внесение изменения в смежное законодательство для того, чтобы четко определить, где сферы технического регулирования, а где другие сферы нашего законодательства. И самое главное, сейчас в Государственной Думе рассматривают закон о внесении изменения в Кодекс об административных правонарушениях, которое предусматривает в 20 раз увеличение ответственности. Хочу сказать, что первое чтение уже пройдено и Государственной Думе подавляющим большинством голосов поддержала этот законопроект, а выступления комитетов были весьма одобрительны. Зачем это делается, зачем такое повышение ответственности, потому что мы хотим четко минимизировать барьер, барьеры для вывода продукции добросовестными производителями на рынок, потому что продукция безопасна. Они выполнили все соответствующие требования, поэтому хотелось бы на ваш вопрос сказать, что вы не правы, что у нас все замечательно. Я считаю, что идет рабочий процесс, он длинный, к сожалению, в европейском союзе он идет так же. Но мне кажется, что сегодня в правительстве все заинтересованы, федеральные, исполнительные органы власти все-таки пытаются не только осмыслить все проблемы и недостатки, но и предпринять конкретные шаги. Даже вот то, что мы не все лаборатории и органы по сертификации включили в единый реестр Таможенного союза, это тоже элемент нашего нового подхода к вопросам оценки аккредитации, и вы знаете, что правительство приняло решение о формировании единого органа по аккредитации с весьма существенными полномочиями. Это еще один элемент, что бы нашу систему настроить и сделать более совершенной.»

Газета «Время новостей»: Сейчас в Госдуме находится множество проектов технических регламентов, то есть они не будут приниматься и соответственно те технически регламенты, которые уже приняли, они тоже утратят свое действие?

Саламатов Владимир Юрьевич: «Нет. Все принятые в Государственной Думе технические регламенты, за исключением одного, вступили в силу. Есть регламент, который пока не ступил в силу, его срок вступления в силу 31 декабря 2010 года. Наши коллеги из Белоруссии и Казахстана просят наше Правительство обратиться в ГД с предложением о приостановлении вступления в силу этого технического регламента, с учетом того что аналогичный регламент Таможенного союза, предусматривающий маркировку знаком обращения на рынке Таможенного союза будет принят в начале будущего года. Решение по данному поводу пока не принято. Я надеюсь, что на этой неделе мы постараемся не только принять решение, но и довести эту информацию до бизнеса

Действительно у нас Государственная Дума - это единственный канал принятия инициативных так называемых технических регламентов. Каждый может разрабатывать технический регламент, но два окна для вхождения в законодательную плоскость – это либо через правительство, либо через Государственную Думу.

Действительно в Государственной Думе сейчас находится достаточное число технических регламентов на совершенно разные темы – от тем, которые точно относятся к техническому регулированию, до тем, которые, наверное, не являются предметом технического регулирования, но такие законопроекты разработаны. Как правительство относится к этим документам? Естественно, что исходя из концепции единой системы техрегулирования и передачи полномочий Комиссии Таможенного союза, их дальнейшее принятие в Государственной Думе требует обсуждения. В тоже время, мы обратились в Государственную Думу, взяли тексты технических регламентов, сейчас перенесем на площадку Комиссии Таможенного союза обсуждение каждого такого регламента и попробуем сформулировать наше отношение, позицию - является ли этот технический регламент действительно предметом технического регулирования или нет, если да, то, как его можно использовать для целей разработки технического регламента Таможенного союза. Естественно, что все наработки будут максимально использованы.»

«Коммерсант»: «В соглашении, которое подписано, зафиксирован ли перечень предметов техрегулирования?»

Саламатов Владимир Юрьевич:

«Там определено, что Комиссия таможенного союза наделяется полномочиями по определению порядка формирования единого перечня продукции, подлежащей техническому регулированию.»

То есть пока перечень не обсуждается, задавать вопрос есть ли в нём строительство или нет пока, наверное, рано?

Саламатов Владимир Юрьевич: «Пока я хотел бы воздержаться, я думаю, что в декабре месяце мы дадим подробную информацию, но хочу сказать, что в рамках программы, утвержденной Межгоссоветом на уровне глав государств ЕврАзЭС, фигурирует два технических регламента – один о зданиях и сооружениях и второй технический регламент о строительных материалах и изделиях.

Таможенный союз, естественно, ко всему этому относится предельно осмотрительно. По предложению Минрегиона у нас пока фигурирует технический регламент о безопасности зданий, сооружений и строительных материалов, но предметная область этого технического регламента, безусловно, будет подлежать ещё дополнительному обсуждению, но такие планы у нас сегодня существуют.»

У нас есть техрегламент о безопасности зданий, сооружений, чтобы превратить его в наднациональный какие процедуры предусматриваются?

Саламатов Владимир Юрьевич: «Необходимо, первое, сформировать позицию трёх правительств на эту тему, то есть получить проект технического регламента, который одобряется тремя министерствами строительной индустрии. Второе, необходимо пройти публичное обсуждение с бизнесом.»

То есть практически заново все процедуры?

Саламатов Владимир Юрьевич: «Да. Более того, я не исключаю, что по принятым национальным техническим регламентам, по которым нет возражений, могут быть какие-то другие процедуры, но это пока моя фантазия, решения пока такого нет.»

Пока только, насколько я понимаю, три разных техрегламента, предложенных белорусской, казахской и российской стороной.

Саламатов Владимир Юрьевич: «Сразу хочу сказать, что это решение принято решением Комиссии Таможенного союза, что для процедур публичного обсуждения, для процедур внутригосударственного согласования, то есть предшествующих принятию технического регламента, требуется согласие трёх правительств, поэтому кто бы ни был обозначен как разработчик технического регламента по всем техническим регламентам правительство Российской Федерации будет не только высказывать свою позицию, а будет принимать активное участие в их разработке, дальнейших прохождениях всех процедур. Безусловно, мы будем очень серьезно прислушиваться к бизнесу.»

Успеем ли принять таможенно-союзный техрегламент с требованиями к бензину, который отвязывает октановое число? Минэнерго собирается вносить его проект на этой неделе в правительство.

Саламатов Владимир Юрьевич: «Сегодня действует технический регламент. Вопрос, связанный с октановым числом давно был выявлен и он требует внесения изменений. Я думаю, что он может быть внесен в текст действующего технического регламента, но в тоже время в течение первого полугодия будущего года уверен у нас будет принят технический регламент таможенного союза на эту же тему.»

Спасибо, Владимир Юрьевич.

Я правильно понял, что мы можем ожидать продолжение и более подробного развернутого рассказа уже в декабре?

Саламатов Владимир Юрьевич: «Я думаю, уже в декабре мы сможем дать уже практический план действий правительства Российской Федерации, согласованный с членами Таможенного союза, другими государствами, по формированию системы технического регулирования.»


Теги: технический регламент, таможенный союз, техническое регулирование, фитосанитарный контроль, ветеринарный контроль, санитарный контроль, сертификация, Саламатов Владимир Юрьевич
Автор(ы):  Саламатов Владимир Юрьевич





Пригнал машину - ЗАПЛАТИ !
Объем: см3





ИНКОТЕРМС 2000
Таможенный тариф РФ / ТН ВЭД
Примеры декларирования

Реклама