Таможенный союз: обзор последних изменений таможенного законодательства 24.01.2011

Таможенный союз: обзор последних изменений таможенного законодательства

Доклад на конференции "Таможня и бизнес - партнерские отношения",
10 декабря 2010 года, г.Москва

Видео запись доклада
.

Здравствуйте дорогие коллеги. Мы очень рады приветствовать вас на нашей очередной ежегодной конференции, которую мы традиционно проводим в конце года, подводя итоги одному из не простых периодов в жизни таможни и бизнеса. Много перемен произошло за этот год: вступили в силу соглашения о Таможенном союзе, принят федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской
Федерации», отменено таможенное оформление на внутренних границах Таможенного союза. Тем не менее, много вопросов осталось не решенных, много нас ждет впереди - и вступление в силу новых международных соглашений, и огромный пакет документов готовится по нетарифным мерам. Сегодня мы попробуем подвести итоги вот этого не простого периода.

Предоставим слово Владимиру Владимировичу Ивину, начальнику аналитического управления Федеральной таможенной службы, для доклада о последних изменениях в таможне.

Ивин Владимир Владимирович:
«Добрый день. Спасибо организаторам за возможность еще раз пообщаться с такой представительной компанией. Всегда интересно участвовать в таком живом общении, потому что появляется возможность узнать, что интересного происходит не только с точки зрения нашего видения, но и с точки зрения видения наших партнеров по движению товара. Спасибо организаторам, спасибо вам, что заинтересовались этой темой. Безусловно, она и нас волнует не меньше чем вас, потому что таможенное законодательство только разворачивается во всю силу и вступление в силу нового таможенного законодательства России произойдет в ближайшее время. С нашей стороны идет подготовка. Уверен, что и с вашей стороны подготовка идет не меньше по изучению положений законодательства. Поэтому чем лучше мы подготовимся, тем лучше мы проведем новогодние праздники. Во всяком случае, по отношению к таможенным органам это относится напрямую.

И так если говорить в целом о развитии таможенного законодательства Таможенного союза процесс этот набрал достаточно высокий темп и этот темп не снижается. Вчера и позавчера состоялись заседания органов Таможенного союза, Комиссии Таможенного союза, Межгоссовета и хочу подтвердить, что вопросы таможенного регулирования до сих пор остаются наиболее актуальными среди работы органов Таможенного союза: идут постоянные процессы по мониторингу ситуации, по внесению оперативных изменений в те решений Комиссии, которые требуют корректировки. Также идет работа по доработке тех соглашений и решений Комиссии, которые по тем или иным причинам не смогли быть приняты в срок. Плюс с нашей стороны, имеется в виду со стороны таможенных служб трех государств, уже готовятся изменения в Таможенный кодекс Таможенного союза, подготовленные на основе той полугодовой практики администрирования этого документа, которая у нас уже имеется. Помимо подчисток досадных ошибок, которые были сделаны в связи с тем, что документ делался в очень ускоренном порядке, будет предлагаться именно совершенствование этого законодательства для налаживания нормальной системы администрирования, уменьшения количества отсылочных норм, чтобы не создавать разные администрирования в разных странах, и для унификации с международным признанным порядком таможенного оформления, тем более что все три страны в настоящее время уже присоединились к Киотской Конвенции.

Мы всегда напоминаем о том, как выглядит система законодательства таможенного регулирования в Таможенном союзе - шесть уровней и три верхних уровня подразумевают отсылки на более низкие уровни. Для реализации этих отсылок как раз и готовился Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Помимо реализации предусмотренных законодательством Таможенного союза отсылочных норм этот закон также решает еще две вещи. Первое это организационные вопросы функционирования Российской таможенной службы, второе это реализация тех норм, которые не отражены в Таможенном кодексе Таможенного союза, например, это правоохранительная составляющая. Всего отсылочных норм на национальное законодательство в Таможенном кодексе содержится чуть более 200. В целом Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» по структуре готовился в полном соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза, то есть порядок следования тем сделан так же, как и в Таможенном кодексе Таможенного союза, чтобы можно было, имея перед собой два документа, идти последовательно по нормам и отсылкам.

Закон содержит 325 статей, объединенных в 47 глав и 8 разделов. Основные положения, безусловно, базируются на общемировой практике и в том числе на положениях Киотской Конвенции. Особенностью закона было то, что по новому подошли к реализации отсылочных норм в нашем законе, тех норм, которые отсылают на акты правительства и федеральных органов исполнительной власти. Несмотря на то, что количество их изменилось как бы не очень заметно, тем не менее, эти нормы были принципиально по-другому написаны. В Таможенном кодексе России отсылочная норма включала в себя весь комплекс отсылок, то есть и порядок регулирования этой отсылочной нормы, и определение правил внутренней отсылочной нормы, когда она начинает регулироваться, и установление требований для соблюдения тех отсылочных норм, которые реализовывались приказами ФТС России, то есть ФТС России в своих приказах сочетала все три воздействия: и регулирующие, и определяющее, и технологическое, Сейчас отсылочные нормы Таможенного кодекса были все переосмыслены. Вопросы устанавливающие, как вводятся отсроченные нормы, все включены напрямую в закон «О таможенном регулировании». Вопросы требований, также в очень большом количестве случаев, включены прямо в закон, то есть мы пытались уходить даже от того, чтобы оставлять на ФТС России установление формы документов, бланков, заявлений и так далее. Мы прямо в статьях перечисляли перечень сведений, которые должны быть в документе, чтобы отсылку на то, что форму заявлений устанавливает ФТС России, убрать. Таким образом, в настоящее время в законе «О таможенном регулировании» отсылки на акты ФТС России содержатся только в технологической части, то есть те вопросы, которые необходимо регулировать на уровне таможенной службы. Прежде всего, это порядок и технологии производства таможенного оформления, связанные с теми или иными особенностями, например, ввоз товаров для строительства олимпиады в Сочи, для проведения АТС на Дальнем востоке и так далее.

Поясню, что законом урегулированы вопросы, касающиеся системы таможенных органов, их обязанности, правомочия и ответственность, порядок обжалования действий должностных лиц таможенных органов, информирование, консультирование, ведение реестров в околотаможенной сфере, вопросы платежей, установление и проведение отдельных форм таможенного контроля, имеющих свои особенности, распоряжение товарами, обращенными в федеральную собственность, особенности таможенного декларирования и таможенных процедур для отдельных видов товаров.

Значительное количество норм подверглось переосмыслению с точки зрения упрощения. Например, установлена возможность предоставления лицами, осуществляющими деятельность в области таможенного дела, своих документов, подтверждающих финансовые гарантии, не одновременно с обращением в таможенные органы, а после того как таможенный орган даст заключение, что все остальные представленные документы соответствуют требованиям. То есть, чтобы участник ВЭД обращался в финансовые институты за гарантиями только тогда, когда он уверен, что остальных вопросов со стороны таможни не будет.

В статье 56 регламентирована процедура приостановления, а также возобновления деятельности лиц в области таможенного дела. Это тоже новелла. Таможенный кодекс Таможенного союза вводил такое понятие и отсылал на национальное законодательство право ввести эту новеллу или не вводить. В таможенное законодательство России эту новеллу решили ввести, таким образом, введена процедура приостановления и возобновления деятельности юридических лиц в качестве таможенных представителей, владельцев ТСВХ, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли и соответственно определены случаи приостановления такой деятельности. Помимо заявления самого лица определены и остальные случаи. При подаче заявления о включении в реестр таможенных перевозчиков владельцы ТСВХ и таможенных складов не будет требоваться представление документов, подтверждающих размер полностью сформированного уставного капитала уставного фонда либо паевых взносов заявителя.

Отдельно следует сказать о развитии нормы Таможенного кодекса Таможенного союза, касающегося уполномоченного экономического оператора. Это новое для законодательства Российской Федерации, хоть здесь и присутствует определенная преемственность со специальными упрощенными процедурами, которые сейчас есть в Кодексе, но на самом деле это принципиально новый институт. Он отличается от того института, который есть в Европе, но тем не менее это очень большой шаг к институту авторизированного экономического оператора, который был введен стандартами безопасности, подписанными еще в 2006 году.

Помимо тех упрощений, которые закреплены в Таможенном кодексе Таможенного союза, как вы помните, там есть отсылка, что и иные упрощения устанавливаемые национальным законодательством.

Национальное законодательство здесь пошло достаточно далеко, то есть впервые вводятся случаи, когда груз с границы будет поступать непосредственно на склад того лица, который получает этот груз, минуя отметки таможенных органов. То есть, если уполномоченный экономический оператор пожелает работать по такой технологии, то товар сразу из пункта пропуска везется к нему на склад, при этом склад не должен быть складом временного хранения, это именно его склад. Он по установленной процедуре уведомлениям таможенного органа сам снимает таможенное обеспечение с грузовых отсеков транспортных средств, выгружает этот товар и товар считается условно выпущенным с этого момента. Процедура, как эта операция производится, в Кодексе расписана довольно подробно, я не буду на ней останавливаться. Но суть этой процедуры такова, что без участия таможенного органа, без отметок таможенного органа на транспортных либо каких-то других документах, груз разгружается и считается условно выпущенным с возможностью уплаты таможенных платежей уже в те сроки, которые установил Таможенный кодекс Таможенного союза. Это очень серьезный шаг с нашей стороны и мы пошли на него осознано, поскольку мы бы хотели, чтобы тот бизнес, с которым мы работаем, был действительно таким, каким хочет его видеть закон, то есть законопослушный, прозрачный, достаточно крупный и понятным для таможенных органов.

Иные упрощения связаны с вопросами декларирования, уплаты платежей, общения с таможенными органами. Сделаю только такую ремарку, что при реализации этих норм, также как и в ряде других случаев, мы забежали вперед. Мы заложили нормы, которые не совсем точно соответствуют нормам Таможенного кодекса Таможенного союза, и те нормы, которые мы сейчас будем предлагать изменить в Таможенном кодексе Таможенного союза. Например, касательно этого же уполномоченного экономического оператора, в Кодексе предусмотрено, что выпуск подтверждается проставлением отметок таможенного органа на документах. Когда это писалось, никто не задумывался о формальном смысле этой фразы, то есть это настолько было очевидно, и как оказалось для реализации технологии уполномоченного экономического оператора эта норма будет определенным препятствием, то есть таможенник не сможет приехать, чтобы поставить эти отметки. Поэтому мы осознано в нашем Федеральном законе, в определенном случае, нашли формулировки, позволившие реализовать все упрощения, которые мы хотели бы реализовать в Российской Федерации, а в последующем уже подкорректировать таможенное законодательство Таможенного союза.

Также в Федеральном законе реализована отсылочная норма Таможенного кодекса Таможенного союза об установлении иных мест хранения, помимо зон таможенного контроля. То есть в нашем законе реализовано положение о том, что иными местами временного хранения могут являться склад таможенного органа, склад получателя, территория уполномоченного экономического оператора, место международного почтового обмена, место хранения невостребованного багажа, место разгрузки и перегрузки товаров в портах, железнодорожные пути. При этом дополнительные места временного хранения могут устанавливаться на уровне законодательства и правительства Российской Федерации. Также в законе определены требования к созданию и обустройству этих иных мест временного хранения товаров, находящихся под таможенным контролем.

Большинство нововведений, внесенных в наше законодательство, направлено на ускорение и упрощение таможенных операций. На этот счет было два адресных поручения президента Российской Федерации, и я могу сказать, что все эти поручения в законе реализованы. Недавно мы с Минэкономразвития делали промежуточный отчет по исполнению поручений президента, и Минэкономразвития также констатирует, что все поручения президента в этой части в закон были включены.

Все это направлено на повышение эффективности таможенного контроля при условии не увеличения случаев нарушения таможенного законодательства и обеспечения формирования единой таможенной территории с применением единых модифицированных подходов.

Установлены значительные упрощения в отношении экспорта. Не облагаемый пошлинами экспорт был в определенной степени урегулирован уже в Таможенном кодексе Таможенного союза. В нашем законе это получило дальнейшее развитие. Таким образом, тренд в этом вопросе выбран следующий: если экспортный товар не облагается пошлиной, ему не требуется подтверждать таможенную стоимость, заявленный код товара подтверждается конкретным закрытым перечнем. Подготовлено постановление правительства Российской Федерации о том, чтобы сборы при этом взимались по фиксированной ставке, также не зависящей от таможенной стоимости. Сейчас еще ведется работа по изменению принципа валютного контроля в этом случае, направленная на то, чтобы паспорт сделки при таможенном оформлении не представлялся. Также обсуждается вопрос потолка стоимости внешнеторгового договора, при котором паспорт сделки вообще не требуется. То есть в части валютного контроля представление документов при декларировании также будет упрощено.

Мы также в свое время предлагали исключить из перечня документов, представляемых при декларировании экспорта, транспортные документы, потому что для целей таможенного контроля при экспорте нам эти документы не нужны, но наше министерство транспорта настояло на том, чтобы именно при таможенном оформлении были представлены накладные. Мы надеемся, что впоследствии, когда РЖД перейдет на более современные, технологичные условия работы, все-таки мы откажемся от представления РЖД накладных при таможенном оформлении.

Есть ряд упрощений, связанных с таможенным декларированием товаров. Во-первых, в Кодексе заложено, как норма, переход на обязательное декларирование в электронном виде без предоставления бумажных документов. При этом в переходных периодах предусмотрен переходный срок до 1 января 2014 года, когда декларироваться можно и в электронном и бумажном виде, по выбору декларанта. Также ФТС России дано право сокращать перечень документов, представляемых при декларировании товаров в зависимости от формы таможенного декларирования, видов декларации, таможенной процедуры, категории товаров и лиц их перемещающих. Это основа для реализации работы, которая уже началась в ФТС России по установлению дифференциации участников ВЭД по различным коридорам. Планируется пять категорий участников ВЭД в зависимости от устойчивости, прозрачности и законопослушности и как раз эти нормы, позволяющие нашими решениями сокращать количество документов и сведений, требуемых при декларировании, позволят нам развивать систему дифференциации участников ВЭД.

В законе в соответствии с Таможенным кодексом реализованы возможности установления нашим законодательством особенностей классификации декларирования товаров, поставляемых на территорию Российской Федерации в течение определенного периода. То есть здесь как бы два направления, во-первых, это классификация таких товаров, поставляемых в несобранном или некомплектном виде, а во-вторых, это особенности декларирования таких поставок. Ушло требование о предельном сроке ввоза комплектного оборудования. Таможенные органы будут ориентироваться исключительно на контрактные обязательства, то есть если контрактом предусмотрена поставка нового прокатного станка до 7-8 лет, значит, срок этой процедуры будет 7-8 лет. Верхнего ограничительного срока в настоящее время нет.

В настоящее время данный порядок также предусматривает получение разрешения выдаваемого таможенным органом, но при этом этот порядок будет носить уведомительный характер, то есть по заявлению.

Статьей 215 установлено, что выпуск товаров осуществляется в максимально короткие сроки, но не позднее одного рабочего дня следующего за днем регистрации таможенной декларации, то есть это воспроизведена норма Таможенного кодекса Таможенного союза.

Что касается продления этого срока. Было много споров, и когда закон был снесен со второго чтения в Госдуме этим летом для того, чтобы его доработали по предложению бизнеса и общества, одним из ключевых требований было, чтобы был установлен четкий закрытый перечень в случаях, когда таможенный орган вправе продлить срок выпуска вместо 2 до 10 дней. Этот перечень установлен. Он достаточно взвешенный, то есть он учитывает интересы всех сторон. Дана возможность по заявлению декларанта продлить сроки выпуска, то есть не по решению таможенного союза, а по заявлению декларанта, например, когда нужно уплатить платежи, которые изменились из-за колебания курса.

Согласно статистике в настоящее время, с 1 июля по текущий момент, в первый день, то есть в день подачи декларации, выпускается при импорте 98,2% деклараций, при экспорте 99,3% деклараций, на второй день, то есть день следующий за днем подачи, при импорте 1,3% деклараций, при экспорте 0,5% деклараций. Таким образом, более 2 дней, то есть это те случаи, когда мы прибегаем к необходимости продления сроков выпуска - при импорте это 0,5%, при экспорте - 0,1%.

В законе получили развитие механизмы применения института финансовых гарантий - это генеральное обеспечение таможенных платежей, залог имущества, банковские гарантии, внесение денежных средств в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин. Поручительство тоже получило развитие, хотя норма эта была заложена в действующем Кодексе России, но она практически не применялась. Сейчас эта норма получила развитие, и мы надеемся, что эта гарантия тоже будут применяться.

Закон также определяет упрощенный порядок временного ввоза допуска и временного вывоза научных и коммерческих образцов. Этот тезис реализован по поручению президента и это как раз еще один из тех случаев, когда мы вышли за рамки, нарезанные нам Таможенным кодексом Таможенного союза. Мы разрешили помещать эти образцы, в случае их уничтожения во время испытаний, под уничтожение, хотя Таможенный кодекс Таможенного союза такой нормы нам не предписывал. Был установлен и ряд иных упрощений, например, установлена возможность заявления таможенной процедуры уничтожения, установлена возможность декларирования в упрощенном порядке по заявлению, в том числе и образцы, которые перемещаются курьерами, а также научные коммерческие образцы, стоимость которых не превышает 300 тысяч рублей. Срок выпуска, при этом, для таких коммерческих и научных образцов определен так же, как и для необлагаемого пошлиной экспорта - 4 часа. Также предусматривается ряд случаев освобождения от взимания в отношении этих товаров по таможенным сборам и таможенным операциям.

В связи с тем, что Таможенным кодексом России регулирование блока платежных вопросов отнесено именно на национальное законодательство, в нашем федеральном законе этому посвящена значительная часть. Так статьей 117 закона предусмотрена возможность применения новых технологий уплаты таможенных платежей посредством платежных карт. При этом в отличие от первой редакции, когда речь шла только о специальной системе, создаваемой для этих цели, в итоговом виде в федеральный закон включена норма о том, что порядок будет общий, неважно какая система используется для уплаты платежей. Это сделано для того, чтобы в перспективе перейти к уплате платежей через любой банкомат, стоящий на улице, а также для использования электронной системы е-банкинга для уплаты платежей. Эта работа сейчас ведется параллельно с разработкой федерального закона о национальных платежных системах и о платежных терминалах, то есть реализация этой нормы получит свое продолжение в этих законах. Мы также ускоряем этот процесс, потому что только электронные платежи позволят нам реализовать поручения президента об электронном декларировании действительно в безбумажном виде, чтобы не получалось так, что декларирование происходит в электронном виде, а платежные документы приходится привозить в бумажном. Постараемся в течение следующего года решить этот вопрос.

Серьезным элементом доверия таможенных органов является и положение о том, что при обнаружении таможенными органами незаконно перемещенных товаров, что повлекло за собой неуплату таможенных пошлин, налогов, у лиц приобретших эти товары на таможенной территории, то есть, можно сказать, у добросовестных законопослушных приобретателей, им предоставляется возможность уплатить таможенные платежи и выполнить иные требования в упрощенной виде с освобождением от тяжелых видов административной ответственности.

Ряд упрощений в части уплаты платежей на товары промышленного назначения теперь могут устанавливаться отдельными постановлениями правительства. Так, в настоящее время уже подготовлены проекты постановлений, предусматривающих установления фиксированного размера сборов за таможенное оформление в отношении высокотехнологичных товаров, не облагаемых вывозными таможенными пошлинами.
Таким образом, большинство нововведений вносимых в таможенное законодательство направлено именно на упрощение и ускорение таможенных операций при условии не допущения снижения эффективности таможенного контроля. Для участников ВЭД, с нашей точки зрения, эти упрощения выражаются, прежде всего, в создании механизма упрощения в прохождении таможенных формальностей.

Коротко скажу, о том, что есть большой блок переходных положений. Он написан достаточно взвешенно, исходя из нынешних реалий, то есть с учетом того, что закон принят достаточно поздно, что еще не все решения Комиссии приняты, не все международные соглашения под Таможенный кодекс приняты. По ряду случаев предусмотрены достаточно длительные переходные периоды, например, в части сборов за таможенное оформление, в части возможности работы реестровой деятельности, особенно той реестровой деятельности, которой у нас не было, то есть это магазины беспошлинной торговли и уполномоченный экономический оператор. Деятельность, которая сейчас осуществляется в рамках беспошлинной торговли и в рамках специальных упрощенных процедур, пролонгируется практически нами. Но при этом необходимо заявиться, что тот, кто имеет право на применение специальных упрощенных процедур, планируют в последующем стать уполномоченными экономическими операторами.

Ряд иных вопросов, также урегулированных в переходных положениях, был предметом отдельного обсуждения на площадке Государственной Думы, чтобы при вступлении в силу закона и при отмене основных положений Таможенного кодекса Российской Федерации не наступило ухудшение в деятельности тех лиц, которые эту деятельность осуществляют сейчас.

В Кодексе присутствуют статьи, на которые я хотел бы обратить внимание. Первое, это статья о том, что для реализации государственной политики в области таможенного дела таможенные органы будут привлекать некоммерческие организации, объединения бизнеса и так далее. Этим законом впервые установлен механизм, который позволит бизнесу не только принимать участие, но и в определенной степени влиять на решения Федеральной таможенной службы в вопросах установления нормативного регулирования в соответственных случаях, когда закон позволяет это делать актами ФТС России.

Следующее на что бы хотелось обратить внимание, введена статья по оценке деятельности таможенных органов. При этом сразу указаны основные направления, по которым деятельность таможенных органов будут оцениваться. Здесь три направления - это удобство для бизнеса, это полнота уплаты платежей в федеральный бюджет и правоохранительная деятельность. При этом первое направление, то которое должно было звучать, как таможенный контроль, трансформировалось именно в «удобство таможенного контроля для бизнеса». Во второй пункт этой статьи на последних этапах добавилось еще предложение, которое внесло РСПП, о том, что мониторинг эффективности деятельности таможенных органов будет осуществляться не только правительством, но и с участием представителей бизнеса.

Также, обратите внимание, введена статья 206, позволяющая уменьшить произвол таможенных органов, когда наши сотрудники просто отказываются принимать и регистрировать декларацию. Мы надеемся, что эта статья позволит, в том числе и нам, бороться с такими случаями, потому что такие нарушения входят в число самых основных нарушений, с которыми мы боремся. Но, тем не менее, раз такие нарушения есть, раз бизнес высказывает проблемы в этом направлении, значит надо эти проблемы решать.

В целом обзор федерального закона закончен. Спасибо за внимание».

Теги: таможенное право, таможенный союз
Автор(ы):  Ивин Владимир Владимирович




Реклама

Пригнал машину - ЗАПЛАТИ !
Объем: см3





ИНКОТЕРМС 2000
Таможенный тариф РФ / ТН ВЭД
Примеры декларирования

Реклама