Judebo
 
Мифы логистики и ее законы 17.08.2011

Мифы логистики и ее законы

Доклад Валерия Курганова на форуме Логист.ру/2011

Видео запись интервью.

Курганов Валерий Максимович: "Я представляю Тверской государственный университет, где преподаю транспортную логистику, представляю также Московский автомобильно-дорожный институт, где я также, уже в качестве совместителя, преподаю тот же самый предмет. Должен сказать, что название доклада, наверное, Вам кажется несколько странноватым «Мифы логистики и ее законы». Не буду скрывать, мне и самому кажется, несколько странным это название именно в этой аудитории, потому что я не поленился и посмотрел список участников и как я понимаю здесь именно те участники, которые были зарегистрированы и большее количество участников нашего форума, это люди практики. До сих пор в аудитории со специалистами практиками я встречался в стенах таких заведений как Высшая бизнес-школа, Высшая транспортная бизнес-школа, Институт логистики и маркетинга, где я проводил и регулярно провожу семинары по тому, как оценивать эффективность логистики, как сокращать транспортно-логистические издержки, а вот о законах логистики и о тех устойчивых заблуждениях, что и понимается под словом «мифы», я рассказывал уже на мероприятиях другого уровня, это научные конференции, где такие же люди, обремененные учеными степенями, докладывают свои умозаключения и пытаются опровергнуть критику своих коллег. Но когда мы встретились с Игорем Прохиным, и он предложил мне выступить вот именно с этой темой на этом форуме, я пытался его убедить в том, что это может быть не совсем уместно, но он уверил меня, что здесь все будет в порядке и вот теперь я перед вами.

Первый слайд с одной стороны показывает, что я встречаюсь с практиками по другим вопросам, которые я уже обозначил.


Здесь представлены две книжки, которые вышли одна в 2007 году, другая в 2009 году. В этих книжках я попытался в виде параметров немножко изложить свое видение в области мифологии и законов логистики. Кроме этого, поскольку я данную тему разрабатываю уже около трех лет, я публиковал свои рассуждения на эту тему и в других источниках. Вот некоторые выдержки из того, где можно познакомиться с теми или другими публикациями по этому вопросу.

На следующем слайде показано краткое содержание того, о чем я сейчас Вам буду рассказывать.

Если говорить о мифах логистики, я уже попытался дать определение, что такое мифы логистики - это распространенные устои и в тоже время не всегда верные умозаключения, которые мешают правильному восприятию вот этой сферы человеческой деятельности. Какие мифы, на мой взгляд, наиболее распространены и наиболее заметны? Я Вам обо всех говорить не буду, расскажу только о тех, которые буквально бросаются в глаза.

Особенно на первых порах было заметно акцентирование на военном происхождении логистики. Если помните, писали даже о византийских полководцах, которые использовали логистику в своей деятельности, упоминали французского генерала наполеоновского генштаба Антуан Анри Жомини, который потом стал служить русскому царю Александру I и говорили, что с тех пор логистика – это, конечно, один из основных инструментов в достижении победы над врагом в военном сражении. Вспоминали в этой связи и высадку союзников в Нормандии, вспоминали особо патриотически настроенные граждане, как одну из самых грандиозных логистических операций в истории человечества, и это действительно так, я с этим согласен, эвакуацию советских промышленных предприятий в первые месяцы войны с европейской части в районы Урала и Сибири.

Вот это акцентирование происхождения логистики именно на военные аспекты мне кажется неверным, потому что логистика в своем классическом традиционном понимании – это управление товаропотоками. А товаропотоки появились, когда человечество перешло от присваивающей экономики к производящей, то есть к другому уровню рынка. Человек стал производить продукцию, у него стали появляться излишки, он стал этими излишками обмениваться, возникли товарные потоки, и тогда появилась логистика.

В перерыве я посмотрел в книге, которая выпущена под редакцией профессора Ананикиным, и с удовлетворением увидел, что на первых страницах этой книги говорится о Великом шелковом пути, который уже функционировал во всю порядка 200-300 лет до н.э. Это был разветвленный мощный глобальный логистический путь. Поэтому говорить о том, что логистика возникла из военной сферы это неправильно. Я постарался показать, что это не верно, насколько мне удалось, не знаю.

Второй объект, который в последнее время как-то несколько стал затушевываться и это правильно, а несколько лет он бросался ярко в глаза – это миф о том, что логистика – это абсолютно новая сфера человеческой деятельности. Это тоже не совсем правильно. Почему Великий шелковый путь был забыт и теперь только возрождается, потому что в конце 15 - начале 16 вв. началась эпоха великих географических открытий. Мы помним с Вами имена Колумба, Васко да Гама, Магеллана. Это же не просто люди, которые от беспокойства своего не знали чем заняться, они искали новые логистические пути, пути тем товарам, которые пользовались бешеным спросом в Европе (пряности, золото, драгоценности). Поэтому говорить о том, что логистика – это новая сфера человеческой деятельности, конечно, неправильно. Тем не менее, в одном из учебных пособий я однажды с удивлением прочитал, что кто-то придумал классификацию развития логистики - до 50-х годов ХХ столетия был дологистический период, с 50-х до 80-х годов был период классической логистики, а с 80-х годов начался период неологистики. Тогда как мы знаем, что одна из основных формул логистики, формула Уилсона, была разработана где-то в 20-х, во всяком случае, до 30-х годов ХХ столетия. А если вспомнить Парето, принцип Парето. Вильфредо Парето – итальянский социолог, который работал в конце XVII века. Это до сих пор используется.

Еще, если говорить о мифах логистики, которые уже имеют не столь историческое, а современное звучание, я бы упомянул трактовки информационных потоков. Мы все знаем, что логистика - это не только материальные потоки, но и связанные с материальными потоками информационные и финансовые потоки. И когда я читаю, что информационный поток – это сопутствующий поток по отношению к материальному, мне это удивительно. Почему? Потому что я знаю, что информация это не только та сопроводительная документация, но и управленческие решения. Управленческие решения – это тоже информация, которая передается от лица, принимающего решения, к исполнителю. Так вот, я думаю, что правильнее было бы сказать, что информационный поток первичен по отношению к материальному.

Есть еще один миф, касающийся трудовых ресурсов. Миф, связанный с тем, что можно подготовить универсального специалиста по логистики. Считают, что если в дипломе написано, что человек имеет квалификацию логиста, то он действительно может ей заниматься. На самом деле это не так, потому что логистика многообразна, и говорить о том, что специалист в области таможенного оформления может успешно работать в области маршрутизации городских перевозок автомобильным транспортом, конечно, самонадеянно, и наоборот. То есть узкая специализация внутри логистики действует, и будет сохраняться дальше.

Сейчас несколько слайдов, которые, мне кажется, иллюстрируют то, что я сказал.

Например, применение логистики при строительстве тех сооружений, которые оставили нам поколения, жившие за много лет до нас.

Предполагать, что эти сооружения были созданы без транспортной логистики, было бы заблуждением.

Мы говорили об эпохи великих географических открытий.

Я показываю Вам схему путешествия нашего соотечественника тверского купца Афанасия Никитина. Если вы приставите на эту схему современные трассы, коридоры север-юг, Вы удивитесь, насколько они почти совпадают.

Вот еще слайд, который показывает реальное применение логистики в XVIII веке в Российской империи.

Вы здесь видите пути снабжения столица Российской империи г. Санкт-Петербурга хлебом по системе каналов, которые были развиты по велению Петра I.

Вы видите, что логистика, действительно, имеет давнюю историю. Она возникла не потому что люди хотели воевать, убивать друг друга, а хотели совершенствовать товародвижение.

И вот теперь о том миф, который, мне кажется, нам позволит перейти к другой части моего доклада. Это тот самый миф, который таится во многих определениях логистики. Если Вы читали книги по логистики, в основном наших авторов, они этим грешат чаще, то наверняка встречали определение такого типа: логистика – это наука и дальше говорится о чем эта наука или логистика – это теория и дальше говорится о чем эта теория. Так вот, акцентировать на то, что логистика это наука, не кажется, не совсем правильно, потому что я в первой части своего выступления пытался изо всех сил показать, что логистика это, прежде всего, практическая деятельность. А что касается науки, сейчас происходит становление логистики как науки.

На первый взгляд здесь есть противоречие в моих словах, с одной стороны я Вам говорю по давнюю историю логистику, а с другой стороны говорю, что пока еще логистика как наука в стадии формирования. Но на самом деле Вы видите пример, который показывает, что я не совсем, может быть, заблуждаюсь.

Пример из области физики – Архимед, мы знаем, великий механик, но мы в тоже время знаем, что законы механики были сформулированы Ньютоном спустя почти 19 столетий после смерти Архимеда. Так и в логистики, здесь мы видим трасу Великого шелкового пути и видим современные водные пути. И мы можем говорить о том, что, наверное, уже пришло время нам всем вместе сформулировать законы логистики, тогда логистика может претендовать в полной мере на статус науки. Поэтому сейчас, когда мы читаем в книгах, что логистика - это наука или теория, это я считаю авансом не совсем оправданным, логистика только приобретает статус науки. Почему я делаю такой вывод? Потому что пока еще нет законов логистики. Во всяком случае, в доступной мне литературе, а я постарался обширный поиск провести, я не увидел законов логистики. Понимая, что это необходимо не только мне, но и всему логистическому сообществу, я попытался эти законы логистики сформулировать. Я не стал изобретать велосипед, я понимаю, что логистика - это, конечно, сфера экономики, это экономическая деятельности и, конечно, в области логистики действуют экономические законы, некоторые из которых представлены на слайде.

Законов, конечно, больше, но все они действуют в сфере экономике и в логистике в том числе.

В то же время в логистике есть и внутренние законы, и я попытался определить те требования, которые необходимо учесть при формулировке этих законов. Еще раз подчеркиваю, что это не отшлифованный, законченный результат, это скорее приглашение к совместному обсуждению этой проблемы.

Вы видите, что внутренние законы логистики, с моей точки зрения, должны быть учтены при сокращении затрат, а с другой стороны эти законы должны действовать во всех звеньях логистической цепи (транспорт, склад, таможня и др.). Исходя из таких требований, я попытался сделать некоторые формулировки.

И вот, с моей точки зрения, их иерархия, взаимосвязь этих законов между собой.

В центре, то к чему мы с Вами стремимся – сокращение затрат в логистической цепи, а на периферии вот эти 6 законов.

Теперь самой главное, Вы можете сказать: «Ну, хорошо, человек поразмыслил, а какой смысл от всего этого?», и почему в самом начале я говорил о том, что Игорь Прохин предложил мне выступить с этим сообщением на таком форуме, где собрались практики, какой практический смысл всего этого. Мне кажется, практический смысл есть, он достаточно серьезный. Первый акцент – это надо учитывать, использовать эти законы при формировании логистических цепей. Когда мы строим логистическую цепь, надо посмотреть, а устраивает ли то, что мы создаем, то, что мы проектируем тем принципам, тем законам, которые на слайде стоят. Второе практическое применение того, что я Вам здесь доложил – когда мы проводим аудит уже существующих, функционирующих логистических цепей, у нас есть готовый инструмент для того, чтобы проверить есть противоречие фактической логистической цепи этим принципам или нет. Если есть, то вот оно, «узкое место», которое надо устранять".

Теги: логистика, Логист.ру/2011, методы управления
Автор(ы):  Курганов Валерий Максимович




Реклама
Judebo

Пригнал машину - ЗАПЛАТИ !
Объем: см3





ИНКОТЕРМС 2000
Таможенный тариф РФ / ТН ВЭД
Примеры декларирования

Реклама