Judebo
 
Таможня и бизнес - разговор на чистоту 12.04.2012

Таможня и бизнес - разговор на чистоту


Выступление Юрия Шебуняева, Александра Берзана, Наримана Кутлубаева, в рамках международной конференции "Таможня и ВЭД. Деятельность в рамках Единого Экономического пространства - первые итоги", состоявшейся 28 марта 2012 года в Москве. Тема выступления: "Таможня и бизнес - разговор на чистоту". 

Организаторы конференции: департамент конференций ИД "Аргументы и Факты" и ФГУП "РОСТЭК". 

Информационным спонсором мероприятия является портал "Таможня.Ру". 



Среди выступавших:
  • Шебуняев Юрий Геннадьевич: первый заместитель начальника Шереметьевской таможни;
  • Берзан Александр Александрович: начальник отдела таможенных процедур и таможенного контроля;
  • Кутлубаев Нариман: ОАО "Авиакомпания "Трансаэро".

Видеозапись выступления.


Нариман Кутлубаев: «Давайте честно зададим один вопрос двум таможням. Честно. Скажите, пожалуйста, уважаемые коллеги, какие основные недостатки в работе таможен Вы можете сказать бизнесу, над чем вы работаете. Вы же не идеальны как мы. У Вас есть какие-то недостатки. Можете с нами поделиться? Может, мы Вам поможем в этом».

Александр Берзан: «Сегодня большая часть недостатков, которая у нас имеются, имеет свои корни в тех условиях, в которых приходится работать, и в той высокой ответственности, которая возложена на инспектора, осуществляющего таможенные операции, с тем, с кем Вы постоянно сталкиваетесь. Например, в аэропорту Домодедово за последние 5 лет более чем в 2 раза увеличился пассажиропоток, в 2 раза увеличился грузовой поток. Однако за последние 5 лет количество должностных лиц, которые осуществляют таможенные операции, возросло не значительно, в пределах 10 человек. Соответственно, нагрузка, которая осуществляется, колоссальная.

Второй момент с чем приходиться сталкиваться, это тот объем знаний, которым должен обладать инспектор. Соответственно, отсюда и возникает первый недостаток. Инспектору очень тяжело все знать, во всем разбираться, и, следовательно, очень много вопросов.

Расскажу из практики и начну с себя. Столкнувшись с рядом проблем, с недопонимаем в определенных ситуациях, возникающим с рядом авиакомпаний, для которых практика, используемая в мире, является нормальной. Эта практика давно уже имеет нормативное закрепление во многих странах мира, но по тем или иным причинам у нас не применяется. Соответственно, по данной практике мы поняли, что явно нам не хватает знаний по изучению и так далее. 3 года назад, столкнувшись с такой ситуацией, мы решили, что есть нормы, по которым все авиапредприятия успешно работают. Есть стандарты, которые являются прозрачными, понятными для всех и которые игнорировать нельзя. Мы подготовили перечень вопросов, которых нам не хватает, которые мы не понимаем и которые, разъяснив нам, стало бы более понятно, и мы бы не цеплялись, не задавали какие-то вопросы. Мы обратились по совету авиакомпаний к Международной организации, в представительство в России, и хочу сказать, что ответ мы ждали 1,5 года. Я лично звонил. Сначала раз в месяц, потом чаще. Мне говорили, что вот вот, давайте через недельку, уже в Монреале, в штаб-квартире лежит на согласовании, что ищут специалистов, специалисты есть и так далее. В результате закончилось тем, что стоимость обучения, которую предложили на одного человека, составила 25 тыс. евро за 3 дня на нашей территории. А мы планировали от Шереметьево и Домодедово обучить хотя бы 20 человек, которые именно с этим сталкиваются. К сожалению, такие бюджетные средства на обучение нам не выделяют. Нам от этой идеи пришлось отказаться.

Если возникают какие-то разногласия, трения, недопонимания, их можно решить путем разъяснения. Люди, которые работают в таможне, на госслужбе, имеют высшее образование. Все они восприимчивы к знаниям, возможности развития, к совершенствованию и так далее. Соответственно, если есть возможности, которые позволяли бы организовывать обучение, разъяснительную работу, помогать таможне в устранении этих пробелов знаний, которые существуют, мы были бы признательны.

Следующий недостаток, который есть, это та техника, с которой мы сталкиваемся. Сегодня в рамках Таможенного союза активно идет доработка и по ряду направлений она не завершена до сегодняшнего дня. Доработка программных продуктов сопряжена не только с возможностями интеграции многих программ внутри Российской Федерации, но и сопряжение их с программными продуктами, используемых в государствах-членах Таможенного союза, в Белоруссии и Казахстане. Соответственно, данная работа порой сопряжена с определенным отставанием, различием в применяемых программных продуктах. Отчасти это вызывает сбои. Ни для кого не секрет кто оформлялся, особенно в декабре, и в Шереметьево и в Домодедово столкнулись с тем, что были сложности со сроками выпуска, вызванные в первую очередь тем, что электроника страдала, и по техническим причинам нельзя было оформить декларацию. Пришлось часть деклараций переводить на бумагу. Из практики, в конце уже прошлого года, в начале декабря, у нас более 90% деклараций оформлялось в электронном виде. Соответственно, этот показатель в декабре из-за этого существенно упал, то есть мы оформили только 80%.

Поэтому два недостатка, которые сегодня необходимо отметить: первое – это недостаток знаний, второе – это технические проблемы. Второй вообще-то решается, а первый, если есть возможность, помогите нам решить».

Юрий Шебуняев: «Поддерживаю «Домодедово», наших коллег. Приведу историческую статистику. Два года назад мы с Вами и предположить не могли, что на сегодняшний день более 90% деклараций по Федеральной таможенной службе будет оформляться в электронном виде. А это, действительно, на сегодняшний день реальность, это можно уже признавать. В начале прошлого года у нас чуть больше 30% оформлялось с применением системы интернет-технологий. Конечно, ни программные средства, ни каналы связи, наверное, не были на рассчитаны на такой стремительно увеличившийся объем. Поэтому, когда к декабрю этот процент достиг 85-90%, естественно, начались какие-то моменты технического характера, которые неизбежно должны были возникнуть при таком резком многократном увеличением объема декларирования. Тем более, Вы все знаете, что в 4 квартале, как правило, закрываются все контракты и вообще в целом объем декларирования возрастает по сравнению с 1 кварталом. Наверное, этот объем и дал те проблемы, о которых в начале года никто и не предполагал, когда декларации, как у нас выражаются, летали.

На сегодняшний день проведен ряд мероприятий административного характера, а также ряд мероприятий технического характера совместно с Центральным информационно-техническим таможенным управлением и Главным управлением информационных технологий Федеральной таможенной службы. Я думаю, что таких проблем в этом году мы постараемся избежать.

Второй момент, который я бы выделил как недостатки, это, безусловно, изменяющееся законодательство. Оно настолько революционно меняется, что зачастую, и мы это признаем, не все должностные лица, наши подчиненные, оказались к этому готовы. Федеральный закон №313-ФЗ изменил систему понятий. Впервые в системе оценки таможенных органов на первое место поставлена скорость прохождения товаров через таможенную границу. Если помните, во всех кодексах изначально в первую очередь стояло пополнение федерального бюджета. На сегодняшний день первоочередной задачей является скорость решения таможенных операций. Поэтому, конечно, в этих условиях, в условиях достаточно жестких сроков оформлении деклараций на товары, к сожалению, появились такие моменты со стороны должностных лиц, когда, откровенно говоря, люди не были готовы к тому, что настолько жестко эти сроки необходимо соблюдать и контролировать.

В этой части руководством таможни проведен ряд мероприятий. Могу сказать, что за год обновлен практически на 90% руководящий состав подразделений таможенного поста Аэропорт Шереметьево – Грузовой и Аэропорт Шереметьево – Пассажирский. Проведена ротация и на лицо позитивные изменения.

С этого года мы реанимируем систему работы с участниками внешнеэкономической деятельности в формате консультативного совета. Начальником таможни принято решение о том, что в апреле месяце мы проведем первое заседание, на котором постараемся максимально рассмотреть вопросы, связанные с внешнеэкономической деятельность, которые возникают со стороны участников бизнеса. Вопросы глобальные в масштабах таможни. Все вопросы оперативного плана решаются, конечно, в оперативном порядке.

Я бы выделил вот такие две основные проблемы в нашей работе. Спасибо».

Нариман Кутлубаев: «Спасибо, коллеги. Откровенно и честно. Техника, законодательство настолько меняется, что мы не успеваем, инспектора очень отстают. Давайте, я тоже, пожалуй, скажу Вам честно. Вот какая-нибудь компания, типа ООО «Балалайка», занимающаяся внешнеэкономической деятельностью эпизодически, имеет одного специалиста, который занимается и логистикой и таможней. Мы очень часто сталкиваемся – приходишь к инспектору, а он говорит: «Я платежами не занимаюсь». Приходишь в платежи – «Я таможенной стоимостью не занимаюсь». В таможенную стоимость приходишь – «Я не классификатор». И пошло поехало. Вы представляете, целая таможня специализируется на таких вопросах отдельно. А как же нам, одному специалисту знать все. Это просто не возможно. Нам тоже очень тяжело. Но мы бы хотели помимо того, чтобы помогать, иметь и адекватную консультацию со стороны таможенных органов.

Что важно для бизнеса? Для бизнеса важны стабильность, ясность и предсказуемость. Мы порой сталкиваемся с ситуацией, когда мы не знаем, что завтра нам предъявит таможня. Мы не знаем какие требования будут предъявлены, как это все повернется и скажется на нашем бизнесе. Мне кажется, бизнес с человеческим лицом вправе рассчитывать на адекватность, на консультации, на помощь, потому что мы платим налоги, а таможенная составляющая сейчас составляет более 50% доходной части бюджета. Это наши деньги. Мы зарабатываем эти деньги. Мы эти налоги платим».


Теги: таможня, бизнес, недостатки в работе, проблемы, аэропорт Домодедово, пассажиропоток, программный продукт, электронное декларирование, интернет
Автор(ы):  Шебуняев Юрий Геннадьевич / Берзан Александр Александрович / Кутлубаев Нариман Мубаракович




Реклама
Judebo

Пригнал машину - ЗАПЛАТИ !
Объем: см3





ИНКОТЕРМС 2000
Таможенный тариф РФ / ТН ВЭД
Примеры декларирования

Реклама