Не участник внешнеэкономической деятельности  или вся правда о ФГУП «РОСТЭК» 16.10.2012

Не участник внешнеэкономической деятельности или вся правда о ФГУП «РОСТЭК»


Не так давно довелось поприсутствовать на конференции, организованной газетой «Ведомости» и посвященной рассмотрению Национальных предпринимательских инициатив: «дорожных карт к благоприятному инвестиционному климату». В президиуме руководители Торгово-промышленной палаты России, «Опоры России», Российского союза промышленников и предпринимателей, «Деловой России» - это так называемые представители и выразители чаяний всех предпринимателей России (или как охарактеризовал их один из выступавших – «большая четверка», big four «по-африкански»). Кроме них – заместитель министра экономического развития С.Беляков. Очень представительное собрание. Все выступили и отметили успешный старт, утвержденных постановлениями Правительства России планов реализации «дорожных карт». Что удивило? Некоторыми выступающими было отмечено как несомненный успех внесение в Государственную Думу Российской Федерации, несмотря на неимоверные трудности при героическом преодолении многочисленных рогаток, законопроекта о лишении сотрудников ФГУП «РОСТЭК» права заниматься таможенным делом.

Интересно, правда, когда оказывается, что «народные избранники» могут не только лишать своих коллег права быть депутатом, но и вводить запрет на профессию для нескольких тысяч человек отдельно взятого предприятия. Суд отдыхает. Стало еще интереснее, когда во время выступления руководителя рабочей группы, работавшей над дорожной картой «Таможенное администрирование», господина В.Сурвилло стало ясно, что он не видит разницы между таможенными процедурами «таможенный транзит» и «выпуск для внутреннего потребления». Странно. Агентство стратегических инициатив не устает повторять о высочайшей квалификации и компетентности специалистов, работающих над его инициативами. Кстати, внимательно слушал презентацию новой дорожной карты «Повышение качества регуляторной среды для бизнеса». Сложилось устойчивое впечатление, что эта карта создавалась ради карты. Или ради освоения бюджета? Но дело не в этом. Стало совсем интересно, когда попытался ответить на вопрос, что же это за предприятие такое, если для запрета его сотрудникам заниматься таможенным делом понадобились титанические усилия «большой четверки», АСИ, МЭРа и Госдумы?

На досуге набрал в поисковиках - «ФГУП «РОСТЭК», и получил. массу различных ссылок: ФГУП «РОСТЭК» открыл склад временного хранения там-то и там-то, вошел в реестр таможенных представителей (по-старому таможенных брокеров), выиграл/проиграл дела Федеральной антимонопольной службе, выступил организатором выставки «Таможенная служба», направил представителей для участия в конференции/симпозиуме/совещании, выступил поручителем перед таможенными органами Российской Федерации по уплате таможенных пошлин, налогов, отработал технологию предварительного информирования таможенных органов о товарах, перевозимых на территорию России автомобильным транспортом, и так далее и тому подобное.

И все это в масштабах всей России. Обычная деятельность крупного инфраструктурного предприятия, которых в России не так и много. Разложил, что узнал, по полочкам. Вот что получилось.

В этом году ФГУП «РОСТЭК» отметил двадцать лет со дня выхода постановления Правительства о его создании. Предприятие почти на год младше таможенной службы Российской Федерации. В девяностых годах становление таможенной службы проходило в сложных экономических и внешнеполитических условиях. Была сломана старая структура построения советских таможенных органов, появились новые границы, были созданы внутренние таможенные органы. Катастрофически не хватало средств для построения новой инфраструктуры. Нарождающийся бизнес зачастую не знал, не понимал и не хотел понимать специфику таможенного оформления.

Рождались различные «черные», «серые» схемы таможенного оформления, помогающие уходить от уплаты таможенных платежей, налогов. Бизнес не видел смысла вкладывать деньги в организацию складов временного хранения, магазинов беспошлинной торговли, таможенных складов, в обучение специалистов по таможенному оформлению и в другие элементы коммерческой составляющей таможенной инфраструктуры. Царил хаос в части обеспечения участников ВЭД бланками таможенных деклараций, что приводило к значительному количеству подделок и появлению фальшивых заполненных таможенных деклараций.

В этой ситуации ФГУП «РОСТЭК» был вынужден, взяв на себя тяжесть коммерческих рисков, стать первопроходцем на пути создания коммерческой инфраструктуры. На свой страх и риск были организованы первые склады временного хранения во всех регионах России, открыто несколько магазинов беспошлинной торговли на многосторонних автомобильных пунктах пропуска, таможенные склады. Специалисты ФГУП «РОСТЭК», которых депутаты хотят лишить возможности работать по специальности, взяли на себя нелегкий труд и большую ответственность перед государством и бизнесом по подготовке и подаче документов в таможенные органы. ФГУП «РОСТЭК» больше десяти лет за счет собственных средств выпускал бланки таможенных документов с элементами защиты от подделок и вел учет юридических и физических лиц, приобретавших бланки. Подделки полностью пропали из оборота, а компетентные органы получили еще один (во многих случаях он был единственным) источник получения информации о лицах, использующих в своей деятельности фирмы-однодневки. Склады ФГУП «РОСТЭК» первыми стали принимать у себя товары, задержанные таможенными и другими компетентными органами в процессе таможенного оформления. Из-за неурегулированности законодательства товары хранились фактически бесплатно, занимая при этом часть производственных площадей. В течении многих лет ФГУП «РОСТЭК» решал трудоемкие и зачастую коммерчески убыточные задачи по хранению, предпродажной подготовке и реализации товаров, обращенных таможенными органами в федеральную собственность.

В последние годы ФГУП «РОСТЭК» в рамках федеральных программ выполнял работу по таможенному оформлению высокотехнологического оборудования, комплектующих и материалов. Достаточно назвать подготовку к саммиту АТЭС на острове Русский во Владивостоке, проект «Норд –Стрим» по прокладке газопровода по дну Балтийского моря и многие другие.

На мой взгляд, не простое совпадение: расширение сети складов временного хранения, управляемых специалистами ФГУП «РОСТЭК», и увеличение поступлений таможенных платежей, налогов в бюджет Российской Федерации, администрируемых таможенными органами. Особенно это касается Северо-Западного таможенного управления. Имеются статистические данные о том, что индекс таможенной стоимости товаров, оформляемых за печатью ФГУП «РОСТЭК» приблизительно на тридцать процентов выше, чем в среднем по России.

Современная таможня меняется в ногу со временем. Появляются и внедряются новые технологии, реализующие таможенные процедуры и отдельные таможенные операции на основе современных достижений IT- технологий.
Мало кто знает, что еще в 1999 году специалистами ФГУП «РОСТЭК» была разработана и апробирована технология использования банковских карт при уплате таможенных платежей, налогов. Впоследствии эта технология была успешно реализована ООО «Таможенная карта».

В 2000 году в таможенные органы на МАПП «Бурачки» специалистами ФГУП «РОСТЭК» взамен факсовой копии была передана первая предварительная информация, содержащая электронную копию книжки МДП. Сегодня подача предварительной информации о товарах, перевозимых автомобильным транспортом, стала обязательной. Но лидирующие позиции ФГУП «РОСТЭК» в этом направлении остаются незыблемыми.

В начале 2000-х, отвечая на запросы бизнеса, ФГУП «РОСТЭК» в зоне деятельности Сибирского таможенного управления реализовал технологию удаленного выпуска при оформлении автомобилей, поступающих из Китая. Сегодня технология удаленного выпуска вышла на новый уровень развития, но первые участвующие в эксперименте приграничные склады временного хранения, находятся под управлением ФГУП «РОСТЭК».

Весь мир за исключением отдельных стран постсоветского пространства пользуется современной, простой и ясной технологией поручительства или гарантий обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов при процедуре таможенного транзита. До 2005 года в России работала система поручительств общественных организаций НАТБ, СВТС и других перед таможенными органами. Однако эти поручительства не были подкреплены реальными банковскими гарантиями, денежными средствами или имуществом поручителей. С такой практикой было покончено. Первым, кто предоставил реальное обеспечение под свое поручительство, стал ФГУП «РОСТЭК». В течение года-двух на примере ФГУП «РОСТЭК» технология отрабатывалась. Сейчас она успешно применяется и модернизируется в соответствии с новыми возможностями.

Список новых технологий, внедренных в практику таможенного оформления, можно продолжать. Общее в этом только одно: таможенная служба всегда отвечала на запросы времени и бизнеса, а ФГУП «РОСТЭК» всегда был первым, кто принимал непосредственное участие в разработке и апробации этих технологий. После обкатки технологии, когда становилось ясно, что коммерческая ее часть может принести немалую прибыль, появлялись желающие поучаствовать. Однако им не всегда удавалось занять свою нишу, и в ход шли нечистоплотные методы: заведомая ложь, подтасовка фактов, манипуляция общественным мнением и так далее.

Из того, что стало мне известно, можно сделать только один вывод: если бы ФГУП «РОСТЭК» не было, то его надо было бы придумать и продолжать активно бороться с собственным воображением.


Теги: РОСТЭК, деятельность, ВЭД, таможенное дело, правда
Автор(ы):  Селезнев Андрей




Реклама

Пригнал машину - ЗАПЛАТИ !
Объем: см3





ИНКОТЕРМС 2000
Таможенный тариф РФ / ТН ВЭД
Примеры декларирования

Реклама